Вновь тема кадров в нашей области поднимается в рамках мероприятий и обсуждений...
Начну с мероприятия в Кирово-Чепецке, где в рамках сбора работающей молодежи города обсуждался вопрос о целесообразности/нецелесообразности создания совета работающей молодежи при администрации. Причем, сложилось впечатление, что сама администрация в лице главы Михаила Шинкарева и начальника молодежного отдела Веры Шишкиной все время пытались отдать инициативу в руки самих молодых рабочих и специалистов. А что же молодой актив Чепецка? Молодые люди пытались порассуждать на тему того, что же им хотелось бы сделать, куда направить свою общественную энергию, но, как мне показалось, тем самым, они ушли от осознания ключевого вопроса - а нужен ли общественный орган при администрации, где рабочая молодежь могла бы не столько тусоваться, сколько вносить свои предложения, жалобы и обращения и получать ответы на них...

Однако, что важно, что такое мероприятие с работающей молодежью на сегодняшний день редкость для области. На областном уровне от работающей молодежи практически отказались (за исключением отдельных мероприятий спортивной и производственной направленности). Конечно, работать с этой категорией молодежи очень сложно. Она не будет просто собираться-тусоваться, для этого у них нет ни времени, да и жизненный опыт начинает их ценит свое времяпрепровождение.

Отдельные "всплески" работы с ними есть на муниципальном уровне. Но также они несистемны и малорезультативны.

Однако, и власть, и предприятия, и бизнес не перестают твердить о кадровом "голоде".
И в качестве примера - коллегия Министерства здравоохранения Кировской области. В центре заседания - анализ кадровой ситуации в системе здравоохранения области и презентация успешных практик работы с кадрами (в первую очередь, молодыми), который есть на областном и муниципальном уровнях.

Приятно отметить, что Министерство здравоохранения не ограничивает себя простой констатацией проблемной ситуации с нехваткой кадров, но и анализирует качество имеющегося потенциала в медицине. А отсюда напрашивается несколько нелицеприятных выводов как в адрес учреждений, занимающихся подготовкой медкадров, так и муниципалитетов, которые как бы "стоят в стороне" от учреждений здравоохранения на местах, в том числе по работе по привлечению медкадров.

Есть исключения. Одно из них - Уржумский район. Там муниципальная власть делами взаимодействует с главным врачом и они совместно решают кадровые вопросы. Там работают и профориентационные программы и меры соцподдержки молодых специалистов, идущих в различные бюджетные учреждения, в том числе и в ЦРБ и на ФАПы. Но этот опыт, скорее, исключение из общей позиции районных администраций в решении кадровых вопросов.

А обострение кадрового "голода" не за горами. Уже активно обсуждается предложение по увеличению пенсионного возраста для чиновников. Можно по разному относиться к этой инициативе, но, по имеющейся у меня информации, как только законопроект наступит на рассмотрение в ГД, моментально многие возрастные сотрудники и специалисты органов власти всех уровней, которые по действующему закону уже имеют право уйти на пенсию, воспользуються своим правом и уйдут до принятия нового возрастного порядка. Да, "дорогу молодым" и все такое - и это "плюсы" нового порядка. Но есть ли эти "молодые", готовые уже завтра занять эти места и начать работать на тех же условиях (в том числе, зарплатных)? Думаю, что вряд ли их есть в достаточном количестве.

Понятно, что необходимо что-то менять в системе условий для того, чтобы молодые люди шли в бюджетные организации и учреждения. Это и зарплата, и меры соцподдержки, решение жилищных и иных вопросов.

На региональном уровне декларируется ряд мероприятий, направленных на создание условий для молодых специалистов, начиная от дополнительных стипендий для студентов и заканчивая миллионными "подарками". Но пока что ни от кого я не могу получить анализ того, насколько эффективны эти меры. Ведь цель - не раздать деньги, а получить специалиста на конкретную должность в конкретной территории.

Пример, программа "Служебное жилье". Изначально программа ориентирована на привлечение молодых специалистов в районные бюджетные учреждения. Построено/куплено более 400 квартир для этих нужд. Но как показывает беглый анализ проблем от программы немало. Ряд муниципалитетов как-то "забыло" о том, что квартиры для молодых специалистов и решило использовать программу для решения других социальных задач. Много местных администраций после заселения специалистов вродке как вообще "забыло" об их существовании. И что самое возмутительное - до сих пор не все квартиры заселены, т.е. ни местная власть ни сами бюджетные учреждения особо не стремятся искать и привлекать молодых специалистов.

Какой же выход из этой ситуации может быть? Мне кажется, что выход в том, чтобы определить статус работы с молодыми специалистами и работающей молодежи, как ключевое направление внутренней политики региона. Этот приоритет должен появиться во всех стратегических документах, включая отдельную государственную программу. Отдельного финансирования под нее, наверное, не потребуется или крайне немного - эти средства есть в разрозненных других госпрограммах, где работа в этом направлении не считается приоритетной и, как следствие, находиться в постоянном режиме "урезания".

Нужен орган, который бы нес ответственность за данную программу. Нет, ни новое министерство. Это может быть департамент или отдел в структуре министерства внутренней политики. Для его формирования также не надо дополнительных ставок - они могут появиться за счет передачи функций от других министерств и ведомств.

Нужна поддержка муниципалитетов. Это тоже сложный момент, т.к. сегодня местная власть, даже осознавая масштабы проблемы, не готовы и зачастую не хотят участвовать в ее решении. Поэтому необходимо в рамках мероприятий госпрограммы продумывать меры по стимулированию муниципальной власти к участию в решении кадровых проблем.

И, к сожалению, следует признать, что даже если эта программа и орган появятся "завтра", то результаты мы сможем увидеть лишь через 3-5 лет. Но есть и "обратная сторона" - если мы не будем этого делать, то через 3-5 лет проблем в государственном и местном управлении, социальной политике и экономике станет еще больше, чем сейчас.