Кировский драмтеатр в мае выпустил премьеру - ретро-спектакль «Энергичные люди» по сатирической повети Василия Шукшина. Ее постановщиком выступил худрук Евгений Степанцев, который решил совершить невозможное путешествие в глубокий застой.

Спектакль явно не для юного зрителя. Для людей, рожденных в СССР, для которых слова «спекулянт», «фарцовщик», «ОБХСС» не пустой звук. Режиссер Евгений Степанцев явно хотел угодить под настроение ностальгирующей публики. При этом он настаивает на ее злободневности:

- Несмотря на то, что сатирическая повесть для театра была написана сорок лет назад, она и сегодня современна и узнаваема. Провидец Шушкин написал тогда, казалось бы, легкую пьесу, но в наши дни его темы актуальны, это и коррупция, стяжательство, воровство, то чем обеспокоено наше государство. По сути, жулики советской эпохи перекочевали и в XXI век, правда, теперь их образы не выглядят столь безобидными, как у Шукшина, - сказал журналистам Евгений Кузьмич.

Премьера спектакля «Энергичные люди» состоялась в 1974 года в знаменитом БДТ, куда Василий Шукшин лично принес рукопись. Критика тогда постановку приняла в штыки, а публика - с восторгом. Тогда спектакль разошелся на самостоятельные сценические номера. Советский зритель с восторгом принял искрометный авторский юмор, высмеивающий злободневные темы стяжательства, накопительства и жульничества.


В 1975 популярный спектакль уже шел на сцене кировского драмтеатра. Можно сказать, что сейчас Евгений Степанцев сделал полновесный римейк, вдохнул новую жизнь в хит эпохи тотального дефицита. Актерская трупа кировской «драмы» постаралась наполнить спектакль неповторимым винтажным очарованием и юмором Шукшина.

Необычная «олимпийская» сценография Екатерины Давыдовой (работала над спектаклями «Зойкина квартира», «Любимый мой!.. Мой враг!»), музыкальное оформление Александра Афанасьева. Символично, что «Энергичные люди» люди начинаются с песни «битлов» «Back In The USSR».

Вера (Елена Одинцова), жена одного барыги по имени Аристарх (Александр Матюшин), решила подать заявление на своего супруга – дескать, вор, спекулянт и ходит налево. Она обнаружила в его кармане записку от любовницы…Короче, все смешалось в доме Облонских – и смех, и грех.

Супруг с друзьями, такими же мелкими мошенниками и ворами, великими комбинаторами брежневской поры, трясутся от страха. Сидеть они не хотят! Шукшин не дает имен своим героям, они у него проходят под кличками: Курносый (Вячеслав Лысенков), Брюхатый (Владимир Шишлянников), Чернявый (Константин Багин), Щуплый (Владимир Севостьянов). Каждый из них идет уговаривать Веру, чтобы она не ходила к прокурору…

В спектакле Степанцева тема праздности напрямую замешана с темой пьянства. «Энергичные люди», пока вся страна сдает нормы ГТО, погружаются в коньячное море и каждую ночь играют в паровозик, представляют, что едут все вместе в вагоне куда-нибудь подальше от действительности.

- Сегодня едем во Владивосток! Коньяк всем налит! Чух-чух! Поехали! – кричат пьяные горлопаны и изображают едущий состав.

В этой милой и наивной шукшинской метафоре заложена тоска автора. Ее хорошо пропел уже в новом времени Юрий Шевчук: «Что же будет с Родиной и с нами?!»

Шукшин мастер показать события и обстоятельства будней, когда через эти, казалось бы, незначительные мелкие эпизоды показана глубина вопроса, однако ответа автор не дает. Финал открытый. Шукшин предлагает нам, зрителям, найти ключи к разгадке, казалось бы, простой истории. Таковы «Энергичные люди» - с виду анекдотичная пьеса, за которой зияет бездна.