«Моя фамилия – это брэнд!»


 
Фото Алексея Ульянова, photoawards.ru/users/40591

Для всех поклонников настоящей русской фантастики этот пост...
Фантастику я люблю с детства. Правда, сейчас все реже и реже беру книжки о космических одиссеях. Предпочитаю жесткую прозу. Однако иногда возьмешь да и проглотишь что-нить эдакое - Стругацких, Лема, Брэдбери...

Василий Головачев тогда приехал в Киров в рамках какого-то литературного экспресса. Я пригласил писателя в гости, в редакцию газеты Вести. Но с начала мы проехались по букинистическим "точкам". Головачев собирает коллекцию советской фантастики, поэтому везде, где бывает ищет раритеты...

- Василий Васильевич, вы, безусловно, талантливый писатель. Но были ли какие-то сомнения по поводу своего призвания в самом начале творческого пути?

- А кто вам сказал, что я талантлив? (Смеется). Просто у меня есть некий канал, который связывает меня с космосом. Он меня питает, и ни о каком таланте тут речь не идет. Дело в том, что мне интересно писать. Увлекает сам процесс. Когда я начинал, то писал для себя, не для заработка. Была такая внутренняя потребность. Я с детства фантазировал и рассказывал сказки. Помню, когда мне было десять лет, для малышей-дошколят сочинял какие-то истории. Потом писал в школьную и студенческую стенгазету. В юношеские годы я долго и кропотливо сидел над первой повестью, которая легла в основу моего первого фантастического цикла. Первую книгу выпустил, когда мне было тридцать лет, в конце 70-х. И только в 1989 году уволился с работы (я был начальником конструкторского отдела в научном институте в Днепропетровске) и целиком посвятил себя творчеству. Я преклоняюсь перед всеми российскими писателями, которые пытаются сказать новое слово в литературе и при этом трудятся на какой-то основной работе, дабы прокормить семью. И я так делал до определенного момента. 35 лет я работал на имя, а сейчас имя работает на меня. Моя фамилия – это настоящий брэнд, который, кстати, неплохо продается. Я стал востребованным автором, и все мои миллионные тиражи нашли своего читателя.

- Как вы оцениваете российский книжный рынок? Как вписываются в него современные писатели?

- Востребованные писатели отлично вписываются в книжный рынок. У меня заключен контракт с издательством «ЭКСМО», которое имеет свою торговую сеть, так что проблем с продажей моих книг нет.

- Издатели, наверное, диктуют свои условия, учат, как нужно правильно писать?

- Издателям нужно прежде всего, чтобы книга была интересно написана. И еще одно условие: работа должна быть выполнена в срок. Я давно уже хотел бросить литературу: так получилось, что почти все, что я хотел сказать, я уже сказал. Теперь есть другое направление, в котором я хотел бы развиваться. Дело в том, что я не могу писать в таком темпе, в каком требуют издатели. Это значит постоянно быть на надрыве. Я ведь всегда работаю, даже когда нахожусь в отпуске. Да и сейчас, в поезде, я тоже работаю, поскольку в феврале мне нужно сдать новую книгу в печать.

 - В ситуации книжного конвейера все чаще в СМИ говорят о так называемых литературных неграх, которые «помогают» популярным авторам…

- На меня никто не работает. А зачем? Это же потеря своей сущности, имени, в конце концов. Если вдруг что-то случится, и я не смогу дальше писать, то я легко найду, как заработать. Я неплохой конструктор, художник, спортсмен. В любой из этих областей могу что-то делать полезное. Несмотря на то, что я издал практически 50 книг, продолжаю работать для себя, получаю от этого колоссальное удовольствие, кайф. А мне за это еще и деньги платят! Некоторых литературных негров, кстати, я знаю лично, хорошо представляю, на кого они пашут. Между прочим, на очень известных литераторов.

 - На Донцову?

- Не буду о ней ничего плохого говорить, поскольку она мой друг.

- Что вы посоветуете молодым авторам, мечтающим взойти на литературный Олимп?

- Первое и самое главное – не зацикливаться на немедленном результате. Нужно работать не ради денег, а ради интереса. Второе: писать, писать и писать. И, конечно, посылать рукописи в разные издательства. Не отчаиваться, получая отказы. В этой ситуации вода камень точит. Все зависит от упорства. Если оно есть, то будут пробиты любые стены. Можно попробовать выложить свои тексты в Интернете. Я знаю нескольких известных фантастов, которые начинали с сетевой литературы.

 - Вас не пугает современная российская действительность? Чтобы вы хотели в ней изменить?

- Мои герои борются со злом и побеждают его. А посмотришь, что происходит в реальной жизни – порой руки опускаются. Говоришь себе: стоп, не буду больше писать. Но вдруг какая-нибудь статья в газете или телевизионный сюжет тебя всколыхнет, и ты снова садишься за новый роман, где справедливость обязательно восторжествует.

- Все-таки как вы отдыхаете, если все время работаете?

- Езжу на море, хотя уже года три, наверное, не бывал там… Я отлично расслаблюсь за игрой в преферанс с друзьями. Раз в месяц мы собираемся и устраиваем турнир. Но для того, чтобы вечером я посвятил этому три-четыре часа, мне нужно сделать всю работу, которую запланировал. Для меня важен режим, к которому я давно приучил себя. С утра и до обеда я работаю, пишу текст от руки. Потом его редактирую и вношу чистовой вариант в компьютер. И так каждый день.

 - Расскажите о своей семье…

- Я счастливый человек во многих отношениях. На меня не давит быт, так как есть крепкие тылы. Всем хозяйством рулит «вторая половина». С своей любимой женой я живу вот уже 39 лет. У нас выросли хорошие дети. Внучка поступила в МИФИ на факультет «Космическая и ядерная физика». Кстати, она пробует писать фантастические рассказы. Во всех смыслах я реализовавшийся человек: у меня есть прекрасная семья, любимая работа, мои читатели и мои книги. Я до сих пор с трепетом смотрю на звездное небо… Повторяю, я счастливейший человек!

- У вас есть книга, которая идет с вами по жизни?

- И не одна! Это те полсотни книг, которые я постоянно пересматриваю, перечитываю. Очень нравится Иван Ефремов, его повесть «Сердце змеи». Она произвела на меня неизгладимое впечатление в детстве.

- Что пожелаете вашим читателям-кировчанам?

- Поменьше невзгод и побольше положительных открытий. Будьте удачливы!