В Кирове впервые прошли Дни Германии

Трехдневные мероприятия проходили на самых разных площадках: в студенческих аудиториях, органном зале, бизнес-классах. Центральными событиями «германских дней» в Кирове стали -  открытие выставки гравюр Альбрехта Дюрера в областном художественном музее братьев Васнецовых и ретроспективный показ в кинотеатре «Смена» легендарного фильма Вима Вендерса «Небо над  Берлином».
  

Фото Алексея Ульянова, photoawards.ru/users/40591 

Альбрехт Дюрер: маленькие шедевры

Решение о проведении Дней Германии было принято еще в ноябре 2009 года, когда Никита Белых договорился со 2-м секретарем посольства Германии в России Максимилианом Шпиннером, который лично приехал открывать торжественные мероприятия в Вятке. Выступая на презентации в художественном музее, Максимилиан Шпиннер поблагодарил кировчан за  дружественный прием.  

 - Наша совместная  цель – смотреть в будущее. Надеемся, что Дни Германии станут значимым шагом к углублению культурных и экономических отношений между Республикой Германия и Кировской областью», - подчеркнул Максимилиан Шпиннер.



Секретарь посольства Германии вместе cвятскими VIPами проследовали в зал к шедеврам Альбрехта Дюрера из собрания художественного музея имени братьев Васнецовых. Это более 30 мини-гравюр, которые попали в вятские фонды в 1920 году из Московского отдела по делам музеев и охраны памятников истории и старины. Скорее всего, это была чья-то частная коллекция, попавшая после октябрьского переворота под национализацию. Имя бывшего собственника раритетов Дюрера история несправедливо утратила…

 В экспозиции представлена серия гравюр, которые германский художник закончил в 1511 году и назвал «Малые Страсти». Этот цикл включает в себя ветхозаветные сцены «Грехопадение» и «Изгнание из рая». Далее следуют листы, повествующие о жизни и страданиях Христа, о его деяниях после смерти и Воскресения.

 Серия «Малые страсти» (36 листов) включает в себя как первоклассные оттиски, к которым, возможно, прикасалась рука великого мастера, так и достаточно слабые, извлеченные из поздних тиражей. Должно быть, неизвестный коллекционер ставил перед собой задачу собрать все гравюры этого цикла, независимо от времени их издания.

 «Небо над Берлином»: ангелы среди нас

А вечером поклонники немецкой культуры оказались в кинотеатре «Смена» на просмотре киношедервра Вима Вендерса «Небо над Берлином» (1987).

Выбор фильма был очевиден. Во-первых, в сюжете легендарной картины рассказывается о послевоенном черно-белом (во всех смыслах) Берлине, размежеванном рукою Сталина-победоносца бетонной стеной,  и его жителях, обремененных обычными земными проблемами и заботами. Во-вторых, трудно найти более знаменитый немецкий фильм всех времен и народов. Вим Вендерс для кинематографа – это как Гете для мировой литературы! 

Первая часть фильма снята черно-белой (именно так, по задумке режиссера, наш мир воспринимают бесплотные существа). Ангелы, невидимые людям, бродят среди смертных, читают их мысли, видят их грядущее, пытаются поддержать отчаявшихся, навевая им счастливые воспоминания, помогают забыть былые горести. В фокусе камеры – два божественных существа, Дэмиэль (Бруно Ганц) и Кэссиэль (Отто Зандер), размышляющие о людях, которых они видят на улицах города и о своей собственной сущности.

Однажды Дэмиэль влюбляется в акробатку Марион из цирка «Алекан». И ради этой женщины он принимает решение навсегда покинуть небо, стать простым смертным. Далее человеческий мир глазами падшего ангела Дэмиэля предстает во всех красках радуги. 

«Небо над Берлином» сразу же вошел в ранг не то чтобы просто культовых фильмов, а тех бессмертных хрестоматийных картин, которые можно по пальцам пересчитать. 

Многие образы, созданные Вендерсом в этом фильме, стали определенными иконами, символами, эталонами. Фразы – цитатами. Идеи – основой для самых разнообразных интерпретаций, переложений и просто переосмыслений заданной темы.

Конечно же, особый статус получили и актеры, сыгравшие в «Небе над Берлином». Для вышеупомянутых Бруно Ганца и Отто Зандера роли ангелов стали в их кинокарьере самым ярким, причем, пожалуй, одновременно и единственным успехом. Особое место в этом фильме Вимом Вендерсом было отведено Питеру Фальку, известному широкому зрителю по роли следователя Коломбо в одноименном сериале. Фальк предстает перед нами в образе также отказавшегося от своего бессмертия ангела, пожившего среди людей уже достаточное количество времени, ставшего на Земле популярным, успешным. Именно из разговоров с этим персонажем Дэмиэль получает мудрые ответы на все мучающие его вопросы о жизни среди смертных.  

 И, конечно же, говоря о «Небе над Берлином», просто невозможно не упомянуть еще об одной культовой личности, чье присутствие в этом кинопроекте придало атмосфере фильма особенный сумрачный шарм, – великом австралийском музыканте Нике Кейве. В фильме он не играет – он просто предстает самим собой, музыкантом на сцене, выступающим в одном из берлинских клубов с концертом вместе со своей группой TheBadSeeds.

 «Небо над Берлином» представляет собой огромную творческую удачу, и режиссерскую, и всего творческого коллектива, работавшего над ним. Этот фильм, великая притча о человечестве, занял почетное место среди лучших картин мирового кинематографа, о нем, даже спустя более, чем 20 лет, говорят, о нем пишут в учебниках, именно к нему за вдохновением обращаются многие знаменитые современные режиссеры.

 Заставляющий размышлять над самыми глубокими проблемами мироздания, этот фильм, после его просмотра, оставляет только одно ощущение – ощущение небывалой легкости.