Шекспировскую сказку на днях представил Театр на Спасской. Постановщиком выступил худрук театра и новоиспеченный советник губернатора по культуре Борис Павлович, который, как обычно, оригинальничал, придумывая велосипед. Дурачился с формой. Публике, кажется, его милые проказы пришлись очень даже по вкусу. Ну и по Шекспиру, наверное, уже все соскучились. Точно. Давненько на вятской сцене не замахивались на нетленное наследие знаменитого аглицкого драматурга!

«Иль это только снится мне?»




На моей памяти две постановки Театра на Спасской еще клоковской формации – «Гамлет» с аутентичным трагиком Александром Коровиным и лирический боевик «Ромео и Джульетта» с прекрасным дуэтом Штепанов -Красильникова. Борис Павлович решил отметиться «своим Шекспиром». Выбор пал на фэнтезийную комедию «Сон в летнюю ночь», которая сама по себе интересный материал для экспериментов, поскольку в ней пересекается сразу три сюжетные линии, боле того, одна из них – это «другой мир», территория фей, гоблинов и эльфов. Павлович пошел дальше и все усложнил. Он добавил свою четвертую линию – постмодернистскую.



По замыслу режиссера, шекспировское действие разыгрывается в театре, когда он пуст. Ночью. Во сне. Для наглядности – с левой стороны сцены был сооружен уголок вахтера с пожарным щитом. А первые диалоги пьесы происходят на улице Спасской на фоне фасада театра, который по велению Павловича превратился во дворец афинского герцога Тезея. Художник-постановщик Елена Авинова создала этот причудливый «театр в театре».

Мне вспомнились многочисленные страшилки о духах, которые живут в пыльных гримерных. Это еще один невидимый «запрещенный» мир, к которому можно приблизиться лишь во сне. Не нужно забывать, что шекспировская комедия разыгрывается в ночь летнего солнцестояния, в так называемую Иванову ночь, когда, согласно поверьям многих народов, в природе творятся чудеса, и людям видится всякая невидаль.

Под действием афродизиака



Итак, спектакль получился густонаселенный. «Драконы ночи» - эльфийский царек Оберон (Владимир Жданов) и его юный коллега Пэк (Екатерина Романова) плетут интриги и ставят опыты с эликсиром страсти. Влюбляют Титанию (Марина Наумова), царицу эльфов, в зачарованного осла, который на самом деле ткач Основа (Александр Королевский). Он вместе с другими ремесленниками отправился в лес и случайно попал под действие магической силы. Также жертвами эльфийской атаки стали молодые люди, которые прогуливались по опушке. Плут Пэк, конечно, все перепутал. Афродизиак сделал свое дело. И вот два местных плейбоя Лизандр (Александр Андрюшенко) и Диметрий (Иван Кандинов) добиваются благосклонности Елены (Дарья Сосновская), в чью сторону раньше и не смотрели. А красавица Гермия (Наталья Красильникова) осталась без поклонников…



В финале все эльфийские «ошибки» исправлены. Осел снова стал ткачом, любовники разобрались, с кем им приятнее проводить досуг, а Оберон и Титания спешат на свадьбу во дворец Тезея. Казалось бы, вот и сказочке конец. Но Шекспир на посошок приготовил сюрприз. Мы снова видим театр в театре. Этот нехитрый прием, например, хорошо прижился у современного английского киноклассика Питера Гринуэя («Дитя Маконы», «Книги Просперо»). А в нашем случае получилось вообще трикулисье, если принять во внимание, что все происходящее лишь видение-сон. На первом плане мы видим сонную вахтершу (Татьяна Махнева), на втором – царский партер во дворце Тезея, а на третьем – потешный театр простолюдинов-ремесленников, приготовивших свою «героическую» пьесу, которая, судя по реакции публики, едва ли не самый сильный и смешной «эпизодий» постановки Бориса Павловича. Браво! Гротеск и буффонада у него получаются, как всегда, отменно. На «пять».