«Холодная гора» (США, Великобритания, Италия, Румыния, 2003) режиссера Энтони Мингеллы («Английский пациент», «Талантливый мистер Рипли») представляет собой очередной недооцененный пусть и не прямо-таки уж шедевр, но как минимум фильм преотличнейший.

kinopoisk.ru-Cold-Mountain-1671913

Стандартный парадокс: замечательный режиссер, чудесные актеры, дивная сценаристская и операторская работа, но, как результат, - полный игнор со стороны киносообщества… Однако то, что стало причиной такого «неуспеха», - нестереотипность, - одновременно является и главным достоинством этой картины.

США. В небольшом городишке Холодная Гора (Северная Каролина) живет состоятельная барышня Ада (Николь Кидман, «Именинница», «Рождение»). Она красива, умна, образованна. И, видимо, из-за избытка достоинств и засиделась в девках… Внезапно в поле ее зрения попадает простой, но исключительно обаятельный Инман (Джуд Лоу, «Враг у ворот», «Близость»), подрабатывающий плотницким делом. Несмотря на социальные различия, между ними проскакивает-таки искра… И, к превеликому горю, разгорается она тогда, когда в Штатах начинается Гражданская война, и Инман отправляется в самое пекло боевых действий.

kinopoisk.ru-Cold-Mountain-1568260

Но это вам не «Патриот» какой-нибудь… Здесь нет нелепого пафоса, нет навязывания стандартных для военных картин идей самопожертвования… (Поэтому и «Оскар» этой картине никогда не мог «светить»…) Даже, пожалуй, если не знать, что режиссер «Холодной горы» – мужчина, то можно подумать, что им является женщина. Из-за особого взгляда. Именно на войну. Война здесь – это не арена для геройствования, для получения званий и рангов, свершения подвигов из серии «убил как можно больше живых людей, чтобы получить несколько металлических медалей на грудь и вечную славу». Война в «Холодной Горе» - это настоящая беда, это Чума, неудержимо уносящая жизни по обе стороны баррикад, калечащая души всех, кто соприкасается с ней.

kinopoisk.ru-Cold-Mountain-1671906

Война показана нам таким временем (а, если капнуть глубже, то и каким-то мифическим безвременьем), когда зверь в душе становится настоящим зверем, а человек светлый, чистый превращается в Человека с большой буквы. Маски спадают. Наступает период свободы в абсолютном ее понимании – как вседозволенности: быть тем, кто ты есть на самом деле, делать все, что ты хочешь. Социальных рамок больше нет. Есть только твоя совесть, твои нравственные принципы. И нет никаких иных судей для тебя. Также свободны все вокруг. И нужно учиться выживать в этом царстве анархии и хаоса, потому что никто, кроме потомков, не знает, когда окончится война…

Откровенно, открыто, жестоко, жестко – так показана война в картине «Холодная гора». Но не в плане какой-то, скажем так, физиологической стороны. Эта откровенность, в первую очередь, эмоциональная. Обнажается не что-то внешнее, а нечто внутреннее… Мы вглядываемся вглубь, внутрь. Пожалуй, даже это настоящая сага, сказание, оформленное в лучших его традициях. Здесь есть дорога, есть приключения и испытания, а, главное, есть прекрасная дама сердца. И именно ее любовь становится той путеводной ниточкой Ариадны, держась за которую, наш странник пытается вернуться домой…