Фото: kirovreg.ru

В середине ноября, врио губернатора Игорь Васильев встретился с членами кировского областного отделения Союза писателей России - вятскими писателями и поэтами. Ниже будет понятнее, почему поэты и писатели вятские, а не кировские.

В начале встречи Васильев прочитал отрывок из стихотворения, которое написала вятская (не кировская) поэтесса Надежда Перминова:

В глухой земле, среди болот,
В преддверье ига векового,
Родил догадливый народ
Шаляпина и Васнецова.

Чтобы было понятнее, про какое «иго» говорится, приведу стихотворение целиком.

Вятская земля.

В глухой земле, среди болот,
в преддверье ига векового,
родил догадливый народ
Шаляпина и Васнецова.
Когда кичились,
власть деля,
план комискусства выполняли,
в нас молча «Три богатыря»
духовность нашу охраняли.
Что русский голос всё же жив,
что суть свою
он не прошляпил,
на вятский матушкин мотив
пел на весь мир
мужик Шаляпин.
И не глухой — тогда внимал.
И не слепой — смотрел и видел,
как подменяли идеал,
как создавался новый идол:
Кому — служить,
кому — не жить,
кому — расти под барабаны...
...Устали вороны кружить
над этой битвой окаянной.
Так помоги нам, грешным, Бог,
поставить крест
российской смуте:
вновь у развилки трёх дорог
наш вечный витязь
на распутье.
Нещадно ветер время рвёт
на стыке двух тысячелетий.
...Но кто-то любящий поёт
в деревне дальней на рассвете:
Баю-баюшки-баю,
баю Родину мою...

Не трудно догадаться, что в стихотворении говорится об ужасном советском времени, когда русская культура и духовность, как известно всем приличным людям, подвергались невиданному поруганию и разрушению, так как новая власть была варварским  «игом».


Фото: statehistory.ru

Ну что же, есть и такая оценка. Как говорится, «художник так видит».
Но в реальности всё было не совсем так, как в голове у художника.

В Кирове есть художественный музей, названный именем тех самых Васнецовых, которые упомянуты в стихотворении. На сайте музея, описана история его создания, которая наглядно даёт понять, как относились к русской культуре в благословенные времена до революции 1917 г. и после, когда она попала в немытые руки коммунистических варваров:

Благодаря многогранной деятельности членов кружка, 5(18) декабря 1910 г. состоялось торжественное открытие Вятского художественно-исторического музея, который стал первым музеем подобного плана на всём севере и северо-востоке России. Разместился он в помещении бывшего книжного склада на улице Владимирской, временно предоставленном ему Губернской земской управой.

Под экспозицию музей получил всего лишь одну комнату, но и этого, более чем скромного помещения, он вскоре лишился. Выполняя предписание управы освободить занимаемую площадь, музей вынужден был в 1912 году перебраться в частный дом купца Клобукова на углу улиц Спасской и Спенчинской, где и находился по 1918 г.

Положение осложнилось. Поскольку музей  принадлежал общественной организации – кружку – у него не было финансирования извне. Нужно было платить за помещение, сторожу, за дрова, оплачивать счета. А где взять средства? Ассигнования Губернского земского собрания и пожертвования частных лиц были скудны, взносы членов кружка мизерны. Проводимые кружком выставки картин  и платные художественные вечера практически не приносили доходов. Музей был на грани катастрофы, не раз стоял вопрос о его возможном закрытии. К счастью, этого не произошло. Несмотря на тяжесть положения, благодаря энтузиазму и материальной поддержке членов кружка, музей выстоял в эти трудные годы.

В 1918 г. положение изменилось к лучшему. К тому времени музей художественного кружка стал самостоятельным учреждением, подведомственным Наркомпросу. Находясь на госбюджете, он получил средства на содержание штата сотрудников, закупку произведений искусства, приобретение оборудования. Ему предоставили старинный особняк в центре города. Изменилось и название. Теперь это был Губернский музей искусства и старины.


Фото: kirovnet.ru

Снова началось комплектование его коллекции. Из различных местных источников в музей поступали отдельные живописные полотна, скульптура, предметы прикладного искусства, мебель, книги. Были серьёзные поступления и из Москвы – 28  произведений живописи ведущих мастеров искусства рубежа ХIХ-ХХ веков (К. С. Петрова-Водкина, М. С. Сарьяна, П. П. Кончаловского, многих других  авторов).



Начало строительства нового здания художественного музея, 80-е годы прошлого века. Фото: kirov-artmuzeum.ru

В 1992 г. произошло радостное, долгожданное событие – открылось новое (мраморное) здание музея, сооруженное по проекту кировских архитекторов В. И. Борцова и В.И. Кропачева. Тогда же на площадке, соединяющей старое и новое здания, был установлен бронзовый памятник братьям В. М. и А. М. Васнецовым работы московского скульптора Ю. Г. Орехова.


Фото http://www.top-kirov.ru

Вот это поворот! Оказывается, при царе-батюшке вятская культура влачила нищее существование и была предоставлена сама себе, а при злодеях коммунистах она бережно хранилась и расцветала!

На этом завершу путешествие в прошлое и вернусь в наши дни.

Я не знаю по какой причине Васильев прочитал отрывок именно из этого стихотворения. Не смею утверждать, но предполагаю, что Игорь Владимирович не является знатоком и любителем вятской поэзии, и четверостишие для приветствия, выбрал, возможно,  один из его подчинённых. Но, как бы то ни было, губернатор высоко оценил прочитанные стихотворные строки и получил ответное признание со стороны автора – Надежды Ильиничны Перминовой, которая присутствовала на встрече. 

– Простые и в то же время ёмкие строки, – поделился оценкой глава региона. – Хотелось бы, чтобы и у нашего с вами общения был именно такой характер. 
Надежда Перминова, к удивлению Игоря Владимировича, ответила, что внимательно читает все его интервью и выступления. 
– Полностью поддерживаю ваши инициативы относительно возвращения городу Кирову исторического названия Вятка, а также перехода на биологически правильное время, – сказала Надежда Ильинична. 
– Думаю, все эти вопросы необходимо обсуждать с людьми, и делать это открыто, – сообщил врио губернатора.

Из этого милого диалога видно, что поэтесса правильно поняла послание, адресованное присутствовавшим деятелям культуры, и мгновенно отреагировала, выразив полную поддержку планов по переименованию Кирова в Вятку, а губернатор тактично намекнул, что без поддержки горожан - этот вопрос не решить.

Стоит отметить, что за последнее время, это не первый случай подобного «обмена сигналами».  Складывается впечатление, что разнообразные местные антисоветчики «прощупывают» Игоря Васильева с целью замера уровня его антисоветскости и «за-вятскости».
Например, в интервью врио губернатора внезапно появляется вопрос о его отношении к переименованию Кирова. Местные националисты обращаются с безнадёжным предложением по сносу памятника. Сейчас вот - представитель творческой интеллигенции выражает поддержку возможным планам по переименованию города.

Кто будет следующим?