Каким будет наш город в ближайшем будущем? В краткосрочной или долгосрочной перспективе? Полагаю, это вопрос волнует очень многих кировчан. На  неделе, после ярких и неоднозначных презентаций проектов кировских архитекторов на градостроительной конференции мы поняли, как вятские зодчие видят перспективы развития города. Далеко не всем понравились их планы, которые вызвали шквал зачастую вполне обоснованной критики.

Нужно ли вообще думать о будущем города? Даже такой  вроде бы невинный вопрос и то кажется нам спорным. Представьте себе, что в начале прошлого века в нашем городе проживало всего 25 тысяч человек. Никто даже представить себе не мог, что пройдет каких-то полвека и количество населения увеличится до полумиллиона, а на место старинных особняков и деревянных изб придут огромные сталинские каменные дома-исполины и дышащие жаром промышленности заводские корпуса. Авксентий Пуни, легендарный вятский спортивный активист, покинувший город после революции, вспоминал, что, приехав, сюда снова уже в конце 60-х годов просто не узнал родные пенаты. Все изменилось до такой степени, что постаревший первый вятский футболист, сын ссыльного поляка не мог просто поверить своим глазам. И это было странное чувство, где восторг чередовался со страшной ностальгией по старинному дореволюционному граду с церквями, площадями и домами-усадьбами. По всему тому, что мы так любим разглядывать на старых черно-белых фото Сергея Лобовикова и его друзей-фотографов.

Увидим ли мы такую удивительную градостроительную трансформацию на своем веку? Если проекты современных архитекторов  Шкледы, Павлова, Николаева и Ко реализуются, то, вероятно,  да. И на Октябрьском проспекте появятся огромные небоскребы вместо хрущевок в кварталах от Воровского до Азина. Коневская площадь будет застроена массивным домом в стиле сталинской архитектуры. У вокзала на месте парковки в центре площади появятся две высотных стеклянных башни. Под Театральной площадью появится огромная парковка, памятник Ленину будет перенесен от здания правительства, уступив место красивому фонтану. Все городские овраги превратятся в каскад спортивно-развлекательных комплексов с фито-барами и детскими центрами развития. Филармония будет снесена, а на ее месте вырастет воскрешенный Александро-Невский собор с культурным центром. И так далее и тому подобное….

Смотря на удивительные картинки презентаций архитекторов, я ловил себя на каком-то чувстве дежа-вю. Хотя я первый раз видел их проекты и до этого совсем не знаком был с грандиозными планами, но, тем не менее, ловил себя на мысли, что уже где-то слышал что-то подобное. Но откуда? Архитекторы не посвящали меня в свои планы, в последние годы мы иногда пересекались на общественных слушаниях и разных форумах, где все время спорили про застройку исторического центра. Шкледа и Николаев два года назад приходили на дебаты по вопросу уместности ТЦ Крым, но ушли, увидев, что их горячий сторонник А. Шпорт, отстаивая право на застройку старого города безликими высотками, терпит сокрушительное, катастрофическое поражение. Так что точек соприкосновения не было у нас с зодчими никаких…

И вдруг, я все понял, откуда взялось это чувство дежа-вю. Еще 5 лет назад в государственном архиве я нашел рукопись двух главных кировских архитекторов 30-40-х гг. прошлого века – Евгения Громаковского и Никиты Козлова. Она называлась «Город в ближайшем будущем».  В 1941 г. люди, которые отвечали за развитие города, написали небольшой рассказ, в котором размышляли о том, как изменится Киров через 15-20 лет к 1960 г. Себя архитекторы представляли в виде двух туристов, которые уехали из города в начале 40-х, а вернулись уже в 1960 г. Рукопись очень любопытная и содержит просто потрясающие своими масштабами планы. Так, Козлов и Громаковский предлагали снести особняк Булычева и построить сплошную «стену» корпуса УВД по ул. Ленина от ул. Молодой Гвардии до Воровского. В планах было превратить городские овраги в рекреационную зону, чтобы люди могли кататься по ним на лодках, передвигаясь, таким образом, от реки Вятки до улицы Ленина. Также планировалось на месте Ахтырского кладбища построить огромный Ботанический сад в кварталах Воровского-Горького- Комсомольской- Карла Маркса улиц. Была идея сделать в центре города большой зверинец с экзотическим животными. Построить под привокзальной площадью подземный переход с эскалатором, расширить все улицы, пустить по ним трамваи, возвести капитальный мост через реку, по которой должны были плавать двухэтажные пароходы. Надстроить здание старой городской электростанции на углу улиц Дрелевского и Маркса. И так далее и тому подобное….

Что же получилось в итоге? Лишь малая толика этих проектов была реализована. Так, в городе действительно в начале 1960-х гг. появился капитальный мост через Вятку, здание УВД в «укороченном» виде, надстроен корпус электростанции, работало троллейбусное сообщение, построены знаковые здания советского города – Дом Советов, Драмтеатр, Центральная Гостиница, «Дом Чекистов» и т. д. Но масса проектов не реализовалась, так и оставшись в потаенных уголках архивных фондов в виде идеи.

Сегодня я более чем уверен, что проекты Павлова, Шкледы, Николаева по большей части не будут реализованы. Эти творческие люди, сложные и противоречивые по своей сути, показали нам, как это бывает, когда архитектор фантазирует о развитии города. Такое было раньше и будет всегда. Получается почти всегда что-то шокирующее, гигантское, масштабное, поражающее. Время все расставит на свои места. Сегодня мы не знаем, каким будет город в ближайшем и отдаленном будущем. Но важно говорить об этом, обсуждать, пытаться прийти к компромиссу, высказывать свою позицию, узнавать, что и как хотят видеть на улицах простые люди. Одна из главных проблем жизни города как раз заключается в том, что люди, отвечающие за его архитектурное развитие – не имеют образа будущего. Нет никакой четкой стратегии, программы застройки старой или новой части Кирова. Он как лоскутное одеяло постепенно зарастает самыми разными зданиями, будто хаотично и безыдейно. А должна быть идея, четкий вектор развития, понимание образа будущего. Пока в этом плане (да и только) мы живем только сегодняшним днем. И иногда боимся, отторгаем завтрашний.  Но будущее начинается уже сегодня. Уже сейчас надо думать о том, как будут развиваться транспортные потоки, что у нас с парковками, в каком архитектурном стиле должны строиться те здания, которые заместят умирающие хрущевки. В общем, тomorrow сomes тoday.