В начале XX в. в Вятке появились культовые сооружения самых разных религиозных верований – Магометанская мечеть, польский Александровский костел, Единоверческая церковь, старообрядческая молельня. Самой последней в городе, прямо накануне революции, открылась лютеранская кирха. Что это был за храм и какова его судьба, к сожалению, малоизвестно. Сегодня попробуем разобраться в перипетиях его жизни и смерти.

Зачастую представители неправославных религиозных верований оказывались в Вятке далеко не по своей воле. Так было, например, с поляками, поток которых хлынул в наш город после разгромленных национально-освободительных восстаний 30-х и 60-х гг. XIX в. В отличие от многих поляков-католиков представители евангелическо-лютеранской церкви в дореволюционный период появлялись в Вятке на добровольных началах. Абсолютное большинство верующих-лютеран являлись немцами по национальности и, как правило, демонстрировали полную лояльностью царской власти. По социальному происхождению это были в основном личные и потомственные дворяне, а также почетные граждане. Высокий образовательный уровень, трудоспособность и присущая немцам дисциплинированность способствовали быстрому карьерному росту лютеран. Многие из них занимали важные посты в региональной власти, самый яркий пример – М. К. Клингенберг, руководивший Вятской губернией в 1859–1863 гг. Интересно, что его сын Николай Михайлович в 1896 – 1901 гг. занимал тот же самый пост, но при этом по формулярным спискам уже числился православным.


Николай Клингенберг

Благожелательное отношение властей к лютеранам в 60–70-х гг. XIX в. проявлялось, в первую очередь, в том, что они не только никак не препятствовали, но зачастую даже содействовали строительству лютеранских культовых сооружений. В 1864 г. по проекту архитектора Карла Боссе была возведена церковь св. Марии в Перми. В 1872 г. кирха появилась в Ижевске, спустя год лютеранский храм св. Петра украсил Екатеринбург. В Вятке же долгое время своего культового сооружения у лютеран не было, они устраивали встречи на частных квартирах, снимали для богослужений зал технического училища. Известно, что в середине XIX в. вятские лютеране собирались в доме провизора Карла Мойке на Московской улице (современный дом №10). Здесь же снимали квартиры три раза в год приезжавшие в город лютеранские пасторы.

Лютеранская кирха св. ап. Петра и Павла. г. Екатеринбург. Начало XX в

Возможно, самый известный  из проживавших в Вятке лютеранских пасторов – Иван Алберг. Последний прославился тем, что открыл вместе с супругой Дарьей в начале позапрошлого века в Вятке частный пансион. Это было резонансное событие для города, в котром еще не было даже мужской гимназии. В 1810 г. случился скандал: полковник Бистром пожаловался на репрессивные методы обучения в пансионе, утверждал, что, якобы, пастор был его племянника Якова на уроках и даже  «расшиб ему голову». Однако хоть на допросе ученики этого факта не подтвердили, но пансиону пришлось закрыться.

Лютеранская церковь г. Перми. Начало XX в.

В начале XX в. вятские лютеране наконец получили возможность по примеру других городов построить свою кирху. 31 июля 1909 г. Евангелическая генеральная консистория разрешила открыть Совет вятского лютеранского прихода. В него вошли статский советник Николай Верва (председатель), коллежский советник Рихард Эмберг (секретарь), промышленник Карл Шнейдер (кассир), губернский фармацевт Адальберт Иогансон, провизор Гуго Бок и др.  В 1911 г. Вятская городская дума бесплатно отвела евангелическо-лютеранскому приходу место на углу Стефановской и Гласисной улиц под постройку кирхи. Однако заложена она была только в 1914 г., строительством руководил инженер Э. К. Нюквист. Все работы шли на частные пожертвования, крупнейшим спонсором выступи владелец пивоваренного завода Карла-Август Отто Шнейдер. В 1911 г. Шнейдер был обладателем немалого состояния: кроме завода, за ним числилось 2 ресторана и 20 пивных лавок. Располагая солидными финансовыми средствами, вятские лютеране специально из Германии пригласили Адольфа Дуйзберга, который выполнял работы по внутренней отделке храма.

Карл Отто Шнейдер

Началась Первая мировая война, строительство кирхи затянулось, а в обществе все больше начинали распространяться антинемецкие настроения. Однако если на западе России имели место случаи закрытия кирх и высылки пасторов, то в Вятке все происходило ровным счетом наоборот. Службы начались еще в недостроенном храме, здесь же проживали лютеране-беженцы из Риги. В начале 1917 г. кирха была торжественно открыта. Это было одноэтажное каменное здание с небольшой деревянной башней, в которой находилась колокольня. Высота здания составляла 4, 8 метра, а площадь 211 кв. метра. Внутри кирхи были поставлены скамейки для верующих, шкаф для книг.

Лютеранская кирха. г. Киров. 30-40-е гг.

Однако политическая обстановка очень быстро менялась. В годы Гражданской войны и НЭПа большая часть лютеран эмигрировала, к середине 1920-х гг. община в Вятке практически перестала существовать, и кирху пришлось закрыть. 31 января 1925 г. храм осмотрела специальная комиссия во главе с техником губкоммунотдела Козьминых и председателем административного отдела Ситниковым. Они отметили, что «кирха по прямому назначению не используется и находится в запущенном состоянии: оконные стекла разбиты, дверных полотен нет, а колоды выломаны, полы на хорах разобраны». В итоге было решено передать кирху отделу коммунального хозяйства и использовалось под жилье. Чуть позже в ней разместилась общественная баня.

Лютеранская кирха перед сносом. г. Киров. Конец 1950-х гг.

В апреле 1940 г. бывшее здание кирхи было передано в распоряжение конторы по строительству трамвая в Кирове. Трамвай, как известно, в нашем городе так и не был запущен, у кирхи такая же печальная судьба. В конце 50-х – начале 60-х гг. она была разобрана, а территория площади вокруг храма застроена. На перекрестке ул. Молодой Гвардии и Октябрьского проспекта выросло 5-этажное здание, а на месте кирхи теперь находится проезжая часть ул. Молодой Гвардии.

Октябрьский проспект. Застроенное место лютеранской кирхи. 2011 г.

фото: ГАКО, Е. Пятунин, pastvu.com, vyatich-kirov.ru, bump.ru