«Шпионский мост» Стивена Спилберга для меня, безусловно, стал фильмом года. На два с половиной часа просто забыл обо всем на свете. Просто сидел и смотрел в экран, как в давно желанную книгу.

История, положенная в основу фильма широко известна: обмен советского шпиона Рудольфа Абеля на американского летчика Гэри Пауэрса при посредничестве американского адвоката Джеймса Донована в 1962 г. Все действо протекает в атмосфере «холодной войны», дух которой очень ярко и атмосферно показан в фильме. В роли Донована совершенно потрясающий Том Хэнкс. По моему субъективному мнению – один из величайших артистов современности. В кино он играет адвоката, который должен защищать Абеля на судебном процессе, а чуть позже осуществить обмен шпионами (и случайно примкнувшего к ним арестованного штази студента Фредерика Прайора) на знаменитом Глиникском мосту.

Пожалуй, это кино можно поставить в один ряд с гениальным «Списком Шиндлера». В обеих картинах отобразилась эпоха и все ее мельчайшие детали и оттенки. Более того, один из эпизодов холодной войны, реанимированный Спилбергом и сценаристами братьями Коэнами, вполне органично вписывается в современное мироустройство. В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века мир был на грани катастрофы. Возможная ядерная война – вот что занимало умы человечества по обе стороны океана. Мир был на волоске и великое благо, что руководители двух сверхдержав все-таки смогли вовремя отступить. Хотя, полагаю, (и это видно по эпизодам фильма) многие из их подданных уже не верили в спасение и готовились к самому худшему.

Все это актуально и сейчас, когда мы видим, что речи высокопоставленных политиков снова все чаще заходят о ядерном потенциале и прочем звонком бряцании оружия. При этом интернет-аудитория, населяющая социальные сети, частенько напоминает прапорщика Казакова из фильма «ДМБ» как бы вопрошая: «Может бахнем?» Что же, «Обязательно бахнем. И не раз» замечают будто-то бы в ответ откуда-то сверху.

История всегда идет по кругу, и даже сама риторика периода холодной войны слышна сейчас все чаще и чаще. Помнится, недавно беседовал с одним человеком, он рассказывал планы на следующий год. А в конце, немного промолчав, отметил: «Ну, это, если войны не будет». Кто бы мог подумать пару лет назад, что в конце 2015 года такая ремарка станет вообще возможна.

На фоне мира, плавно скатывающегося куда-то в бездну насилия и форменного безумия, фильм Спилберга смотрится просто как гимн человечности и личной ответственности каждого за выбранную миссию. «Шпионский мост» - это действительно большое гуманистическое произведение, где у главного героя не возникает сомнения: что лучше спасти одного или двоих? Конечно двоих, ведь каждый человек это ценность, которую нужно тщательно хранить. Герой Хэнкса чем-то напоминает Фореста Гампа, такое ощущение, что он даже не отдает себе отчет в том, во что ввязался, но его жизненные принципы выше, чем положения даже самого здравого смысла. Последний едва ли привел бы стильного адвоката из Америки в спящий в руинах Восточный Берлин. Но Донован едет и спасает «своих парней», а заодно и талантливейшего шпиона Абеля.

В общем, посмотрите это кино. Оно стоит того.

Кстати, летчик-шпион Пауэрс имел очень интересный маршрут полета: Сталинабад — Аральское море — Челябинск — Свердловск — Киров — Архангельск — Северодвинск — Кандалакша — Мурманск с посадкой на норвежской авиабазе Буде. Но, как говорится, не каждая птица (даже стальная) долетит до Кирова. Вот и Пауэрс не долетел и американцы так и не узнали, чем живет наш городок.

P.S. В завершении поста немного о русском кино. В фильме Спилберга в эпизодической, но важной роли агента КГБ в Берлине, сыграл Михаил Горевой. Артист из серии «как знакомо его лицо, в каком-то из сериалов на НТВ или ОРТ он играл то ли бандита, то ли мента». Но это у нас, а у Спилберга Горевой выступил действительно мощно и ярко. Странный парадокс, но человек-то раскрылся, стал сопричастен к шедевру. А что может быть важнее для артиста?

А кстати, перед показом крутили промо-ролики новинок, которые уже скоро поступят в прокат. Так вот отечественное кино подготовило нам настоящий «шедевр»: фильм в стиле… караоке. Это от создателей к/ф «Горько» и «Горько-2». Невероятная хрень. Радостно, что хоть один отечественный артист стал сопричастен к великому фильму, а не к черт-знает чему.