B5YAc9fCIAAH0R0

Оригинал - Глава МИД Китая: Уверен, что Россия сможет преодолеть экономические трудности.

Министр иностранных дел КНР Ван И уверен: Россия сможет преодолеть текущие экономические трудности, а Китай готов оказать любую посильную помощь, если потребуется...

Удивительная для расплывчатой китайской дипломатии четкость формулировки.
С чеканным, - при непременной оговорке "посильную", - указанием "любую".
Видимо, припекло.

На самом деле, меня коробит, когда кто-то говорит о "друзьях России". В большой политике друзей в обычном понимании этого слова не бывает. По определению. А если и бывают, то редко-редко, во всяком случае, на объективном уровне. В XIX веке этим грешила разве что Россия, на чем не раз и обжигалась. Да еще, в ХХ, поздний СССР. Плюс, - редчайшее исключение, когда объективное совпало с субъективным, - пожалуй, казус Дуче, из чисто романтических соображений упустившего шанс  сыграть как Франко, и тем самым подписавшего себе приговор.

Итак, в политике не дружат. Кооперируются, примыкают, союзничают, но всегда имея в виду свой интерес и всегда будучи готовы урват свое, если кооперация или союз становятся невыгодными. И в этом смысле, практически все страны, сетевой общественностью именуемые "друзьями России", по сути, друзья до первого милиционера. Или дальше, но только в том случае, если этот самый "первый милиционер", подойдя к России, изменится в лице, понимая, на кого наехал, и встанет во фрунт.

К Китаю сказанное относится в первую очередь. Чжунго как Англия, не имеет ни вечных друзей, ни вечных врагов, но только вечные интересы. Даже круче, потому что при Лондоне есть, как минимум, вечный Лиссабон, а у Пекина - только вечный Пекин. И при всем том, что Китай, вопреки истерикам многих синофобов, в данное время и надолго вперед России не враг (северные территории его не интересуют, освоить бы свое, еще далеко не освоенное), забывать об этом нельзя.

Но.

При всем том, что китайская политика намного темнее и непонятнее, чем даже иранская с ее никому чужому непонятной системой "креатур", в Пекине очень хорошо понимают как то, кого считают своей главной целью-XXI Штаты, так и то, что без российской подпорке Китаю не выстоять. Просто не потянуть, когда, - если вопрос с Россией будет решен по-американски, - дело дойдет и до Срединной Империи. Тем паче, что в планы Вашингтона, - и это не очень скрывается, - входит превращение России по отношению к Китаю ровно в то, во что превращена Руина по отношению к России, - только с поправкой на обладание ядерным оружием.

Таким образом, устраниться и, взяв солидные отступные, глядеть на вразумление России со стороны Пекин попросту не может. Там, разумеется, есть и свой "креативный класс", и своя "пятая колонна", и свои "фитильки" в регионах, и даже "колонна № 6", - но в целом тамошний политикум ориентирован на сохранение страны в качестве не просто субъекта геополитики, но субъекта лидирующего.

Такой дискурс формировался даже не веками, но тысячелетиями, скреплен, - как на социально-сознательном, так и на социально-подсознательном уровнях, - не подлежащим обсуждению и критике осознанием своей миссии и своего превосходства, помноженного на материальный интерес.

Вот потому-то, пусть и "посильными", но "любыми".
Впервые именно так, без намеков и экивоков.
И это в неотвратимо складывающейся парадигме ближайшего будущего очень важно.