Позитивная новость пришла на прошлой неделе – малый бизнес освободят от проверок на три года. Мера хорошая, но, как это часто бывает, не обошлось и без подводных камней.

Во-первых, бизнес освобождается только от плановых проверок, а их по официальным данным процентов 40 от общего числа. Никто не отменял внеплановые проверки и проверки по обращениям, а как говорят эксперты, рост таких проверок в ближайшие годы увеличится.

Во-вторых – небольшой срок, на который введен мораторий (с 1 января 2016-го по 31 декабря 2018 года). Это как с санкциями, вроде и хорошо, что ввели, а вроде и отменят скоро, поэтому никто в производство не вкладывается. В общем, сплошная неопределенность.

В-третьих, под вопросом введение моратория на проверки для управляющих компаний многоквартирных домов. Этот вопрос, на мой взгляд, не должен вызывать споров – УК не должны освобождаться от проверок. Со стороны населения и так к ним достаточно много вопросов, особенно в плане прозрачности финансовой деятельности. И чтобы не усугублять ситуацию после введения платежей за капремонт, роста тарифов ЖКХ (кто не знает, с 1 июля он составит порядка 10%), УК следует исключить из перечня компаний, не подлежащих плановым проверкам.

Конечно, хорошо, что шаг такой сделан, только не стал бы он очередной фикцией. И главное, чтоб шаг этот не стал последним или единственным.

Очень, кстати, показателен опыт Казахстана в вопросе развития малого бизнеса. В конце 90-х годов там была принята стратегия «Казахстан-2030», где были поставлены довольно амбициозные цели. Основным мотивом стал отход от сырьевой экономики и переход к перерабатывающему производству, сделан упор на развитие малого и среднего бизнеса.

За это время по темпам реформирования экономики Казахстан обошел большинство стран СНГ. И сегодня, поставленная ранее цель – войти в 30-ку самых развитых стран мира – вполне реальна и достижима, как отмечают эксперты.

Что там было сделано для малого бизнеса? Был облегчен доступ к кредитам, упрощены процедуры получения разрешений и лицензий, обеспечена защита от бюрократического произвола и произвола контролирующих органов и т.д.

К примеру, малые предприятия в строительной сфере могли в упрощенной форме получать государственные и муниципальные заказы (в качестве подрядчика и субподрядчика) на строительстве социальных объектов (школ, больниц, спортивных учреждений и т.д.), работах по благоустройству.

Для торговых предприятий и общепита были созданы условия для развития сети магазинов (или ларьков, киосков) с товарами местных товаропроизводителей, вплоть до создания «магазинов на дому» в удаленных населенных пунктах.

В Казахстане давно поняли, что залог развития экономики – это признание и развитие предпринимательских способностей населения и всячески стимулируют их к занятию именно предпринимательской деятельностью. Для этого существуют бесплатные курсы и консультации, начиная от того, как открыть свой бизнес, и заканчивая содействием по подготовке и экспертизе бизнес-плана.

Вот и нам надо перенимать самое лучшее из механизмов по стимуляции развития малого и среднего предпринимательства. Я бы еще добавил, что нам кроме введения налоговых каникул, нужно, во-первых, создать единую концепцию развития малого предпринимательства в России. По тому как, то, что изложено в Стратегии-2020, до сих пор не работает, а лишь появляются какие-то точечные меры, которые ситуацию точно не спасают. Во-вторых, оказывать всестороннюю поддержку самозанятым в экономике, снизив до минимума количеством проверок. В-третьих, считаю, что нужно стимулировать переход малого бизнеса в средний.

И тогда наша экономика начнет догонять казахстанскую (PS сегодня динамика экономики Казахстана почти в 4 (!) раза выше российской).