Меня уже несколько раз спрашивали о позиции по закону об ограничении иностранного капитала в российских СМИ. Напомню: их доля, согласно принятому недавно документу, не должна превышать 20%.

Сразу скажу: в третьем чтении я за этот документ голосовать не стал. Идея, действительно, вроде бы благородная: ограничить влияние иностранцев на российскую политику. Но дьявол-то, как известно, кроется в деталях.

Много можно назвать влиятельных в России политических СМИ, которые контролировались бы иностранными владельцами? Раз, два, и обчёлся. Основные телеканалы, крупнейшие газеты – всё это российское.

Зато на рынке существует множество абсолютно неполитических СМИ с иностранными акционерами. Кто-то из них пишет про компьютеры, информационные технологии и другую технику; кто-то – показывает познавательные передачи про историю и культуру и так далее.

14050144232133

Какая России беда в том, что у них иностранные владельцы? Что плохого в том, что статья про новый компьютер написана где-то за рубежом? Наоборот – издательский дом, работая сразу на весь мир, имея многомиллионную аудиторию, располагает и гораздо большими возможностями, чтобы провести качественные исследования. Да и цена таких изданий получается ниже: не нужно писать отдельную статью для каждого из двух сотен государств.
Следовательно, информация для профессионалов и любителей подобной техники благодаря им становится более доступной. Так зачем мы возводим новые барьеры? Нам что, знания не нужны?

Проблему можно было бы решить просто: внеся в ходе рассмотрения законопроекта поправки, ограничивающие сферу действия документа только политическими СМИ, и выведя из-под него технические, познавательные и иные издания. Увы, этого не сделано.

Кроме того, подобный закон – очень плохой знак инвесторам. Даже если кто-то из иностранцев захочет создать в России, к примеру, завод по производству электрических чайников, он теперь сто раз подумает. Потому что где у него гарантии, что через год к нему не придут, и не скажут: «Чайники – стратегический продукт, из них ведь десятки миллионов людей пьют. Так что давай свои акции сюда». И не надо думать, что я утрирую. Если у нас компьютерные издания и журналы про путешествия так ограничивают, то и для чайников гарантий – никаких.

Поэтому в таком виде закон, я считаю, не нужен. Он создаёт больше проблем, чем решает.