Когда мне посчастливилось оказаться на работе в Калининградском правительстве, то одним из первых своих документов, который я детально изучил, стала история повышения транспортного налога, в итоге ставшая одним из  факторов отставки Г.Бооса с поста губернатора, но главное, она стала «предисловием» к дальнейшим массовым митингам в России. Было много удивительного в этих событиях. Самое главное – незначительность повода. Увеличение налога не влияло радикальным образом на уровень жизни эксклава. И большую часть людей не  касался.

Однако, митинг 30 января 2010 года собрал от 10 до 12 тысяч человек на площади у Дома Советов в Калининграде, что сделало его самым массовым протестным мероприятием в России за последнее десятилетие (до Болотной и Сахарова разумеется). Рекомендую освежить  в памяти эти события (здесь).

Жаль что мой пост  не прочитают в Правительстве Москвы. Так как калининградские митинги стоило бы вспомнить именно там. Они - самый яркий пример того, что их может ожидать в недалеком будущем.

Избранная стратегия: «создание ощущения полного дискомфорта от пользования автомобилем» в Москве - идея понятная, в какой-то  момент ее стоило поддержать. Повышение уровня расходов на использования машины также идея неплохая и планка в 20.000 рублей неизбежных трат в месяц заставят отказаться от поездок очень и очень многих.

Но, сделав и так не  самый приветливый и удобный город в России еще и настолько агрессивным, Правительство Москвы со всей очевидностью перешло ту черту, когда данные ВЦИОМ о поддержке их инициатив населением способны уговорить только их самих.
«Малиновые пиджаки» с расстрелами конкурентов в 90-х и «зеленые эвакуаторы» сейчас в сознании москвичей стали онородными явлениями. А теперь еще и платный въезд…
Тезис о том, что в Японии, США, Лондоне фискальное и репрессивное давление на автолюбителей еще большее, следовало бы оставить для лекций по урбанистике.

Не буду анализировать что делается, как и что можно было бы делать по-другому. Это не моя сфера. Хотя многое предельно  очевидно. Скажу лишь одно, правительство Москвы окончательно «развелось» с горожанами. Диалога больше не будет. Даже я, человек который ходит  по Москве пешком и меня это все не касается, устал слушать от  своих нередко весьма высокопоставленных друзей из числа чиновников рассказы о безобразных акциях эвакуаторщиков, недовольстве их близких и бесконечной  череде абсурдных штрафов и скандалов из-за машин.

Команда С.Собянина, сам который по-моему мнению пока лучший мэр  Москвы, каждый день  закладывает по огромному «бетонному блоку» в основание митингов,  на которые выйдет не 100.000 купленных на деньги США и некоторых наших олигархов молодых фрилансеров, а несколько миллионов по-настоящему разъяренных горожан. И тогда мы можем оказаться уже в совершенно другой Москве из-за пресловутого гарвардского стиля управления команды олигархов-чиновников столичной мэрии.