Я не люблю использовать замысловатые слова в качестве эпиграфов к статьям. И не применяю их. Особенно шахматные термины. Например, эндшпиль или цунгванг.
Но в ситуации  с Украиной не могу придумать более подходящего слова, чем цугцванг, означающего «принуждение к ходу»; положение в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции.

Вспомнил  в этой связи моего бывшего заместителя по работе в МВД  - удивительной судьбы армянина. Он дважды побывал  в чудовищном плену у азербайджанцев. Его  дважды казнили. И он каждый раз оставался жив. Очень часто седовласый полковник рассказывал мне о той войне в Карабахе.

Больше всего меня удивляли его резкие оценки позиции России в тот период... Не буду углубляться в детали. Важно то, что у армян осталось двойственное отношение к нашей стране. И что бы мы не делали для Армении, историческая память говорит армянам о том, что Россия  - не однозначный партнер в военных конфликтах. Нет у армян уверенности в том, что в случае конфликта, Россия без оглядки бросится спасать Арцах.

Безусловно, позиция нашей страны вполне объяснима. У нас нет «лишних» людей, которых мы готовы бросать в бессмысленную мясорубку войны.

Но именно эти сомнения являются питательной средой для протестных выступлений в Армении против России. Под любой риторикой будет подразумеваться «слабость» нашей позиции. И это очень опасный «кластер» общественного сознания, особенно в контексте происходящих событий на Юго-Востоке Украины, да и в самой Армении, в которой опасность «анонимной войны» не является чем-то нереальным (http://www.lragir.am/).

Развитие событий на Украине для России имеет, на мой взгляд всего два варианта. И третий, на который я надеюсь, но пока он оказывается ошибочным.

Первый.
Мы продолжим дистанцироваться от проблем Юго-Востока. И это  самый лучший вариант для гарантированного и максимально  стремительного дрейфа суверенитета Украины от России. Во всех проявлениях. Суть в том, что особенно  после сегодняшних  заявлений Б.Обамы, власти, насильственно захватившие власть в Киеве, начнут более наступательную и кровопролитную операцию в Донбасе и Луганске. Погибнут сотни людей, поверившие в помощь родной для них России. При консультативной помощи США произойдет зачистка региона не просто от активистов сопротивления, а от любого проявления сепаратистского (с их точки зрения) мышления. А это значит – тысячи пострадавших. Это будет геноцид  под знаком «предательства со стороны России». Через 40 дней после похорон, Россия «врежется» в генетическую память украинцев как главный враг, слабый и подлый, бросивший людей в тяжелейшую минуту. И это будет самой удачной спецоперацией США, потому что Украина станет единственной страной, которая полностью «ляжет» под  управление Америки (как я начинаю ненавидеть США…).

Второй.
Мы вводим войска на Юго-Восток. Это также предпочтительный вариант для США. Он позволяет им развязать то, что сделать  при других обстоятельствах им будет очень сложно (хотя для этого сценария у них  есть  Армения, Казахстан, Абхазия, Осетия и Белоруссия). После ввода войск начнется масштабная блокада нашей страны со стороны всего мирового сообщества. США обеспечат трафик наемников, «вставших на учет» в Сирии, Ливии и прочих конфликтах. Почти 100 стран станут донорами человеческих ресурсов для обеспечения боевых действий против России. Мы не сможем применить ядерное оружие против 100 стран, ни одна из которых не будет «членом ядерного клуба». Украина в течение трех месяцев превратиться в современный Алеппо (Сирия)… Дальше сценарий конфликта будет развиваться в нескольких направлениях, о которых мечтают в США, и против которых не будет ни одна из  стран, которая сможет получить «кусок» от разрываемой мировым сообществом России…Не буду развивать этот блок. Суть понятна.

И третий вариант.
Я продолжаю верить, что с нашим финансовым потенциалом у нас сохранилась советская, лучшая в истории школа разведки и контрразведки. А это значит, что внешние события, которые мы видим не  могут служить основой для анализа. Может быть, весь процесс управляем и все будет хорошо…

Один только вопрос. В Абхазии на митинг вышли сотни людей. Вышли не ситуативно. Они готовились. Акция организовывалась. Также как и на Болотную вышли десятки тысяч. И вышли не один раз… Это значит, что из этих  тысяч людей в компетентных структурах не было ни одного агента… Или был, но они не отреагировали. В любом случае вопросов два. Почему? И где гарантия, что подобное не повторится вновь, но уже с трагическими последствиями!