Громкое дело Переверзева основано на реальных событиях.

В январе 2006 г. в кабинет Марка Переверзева - помощника тогдашнего губернатора Нижегородской области вошел начальник секретариата губернатора и сообщил ему новость, касающуюся его деятельности на этом посту- он занимался вопросами проникновения коррупции в органы государственной власти: «Марк Владимирович, вчера сотрудниками УФСБ по области задержан за получение взятки сотрудник аппарата администрации области- Гурин». «Хорошо-хорошо» - ответил Марк и потянулся в кресле. Он размышлял: «Значит, не зря я работаю, раз есть результаты».Гурина он знал лично, -еще по службе в органах внутренних дел; перейдя в областную администрацию Марк не забыл про толкового опера и перетянул его к себе- он выполнял его некоторые поручения. Сам Марк Владимирович взяток не брал и взяткобрателей не любил. О том, что подобное может произойти с ним самим, он даже не думал. Репутация у него была заслуженной, про него уже сняли фильм, в котором он послужил прообразом героя-мента   актеру Никите Джигурде в фильме «Любить по русски-2», он защитил кандидатскую диссертацию по «праву».

На следующий день, как обычно Марк Владимирович пришел на работу. Проходя к своему кабинету, он не обратил внимание, что с ним никто не здоровается. Кабинет у него почему-то оказался открыт, и в нем были посторонние, не известные Марку люди. Впрочем, приглядевшись, Марк узнал одного из них- начальника следственного отдела при УФСБ области. «Случилось что?» Только и успел подумать Переверзев, как ему в лицо, с усмешкой, ФСБ-шник бросил: «Вы задержаны за вымогательство взятки, Уважаемый». Марк побледнел. У него в голове мысленно пронеслись все его дела- ничего противозаконного им не совершалось. «Это какое-то недоразумение», произнес он. «Я взяток не беру!». Узнав, в чем его обвиняют, Марк обрел уверенность: он взяток и в самом деле не брал, бояться ему было нечего…..Через несколько минут он уже ехал в сопровождении сотрудников ФСБ к ним в «контору»….Это был последний рабочий день Марка Владимировича Переверзева, полковника действующего резерва МВД России на посту помощника губернатора области Ходырева, его друга…На следующий день он уже был арестован и водворен в СИЗО.

Прошел год. Следствие по делу Переверзева все продолжалось. Доказательством его вины были только слова Шарова- подполковника милиции, его давнего знакомого, в которых тот утверждал, что в декабре 2005 года, такого-то числа он обедал вместе с Переферзевым в ресторане кавказской кухни, и последний попросил его быть посредником в вымогательстве взятки с коммерсантов за получение ими лицензии на занятие черным и цветным металлом; со слов Шарова,  Марк попросил в качестве взятки машину престижной марки представительского класса, а потом руководил по домашнему телефону из своего дома самой операцией по вымогательству взятки у этих коммерсантов. По этому же делу проходил и Гурин.

Спустя три года Гурин вспоминал: «В январе 2006 г. меня задержали за вымогательство взятки сотрудники ФСБ, изъяли у меня 200 долларов, подаренные мне Шаровым для передачи их на нужды футбольного клуба МВД, который я курирую. Меня перевезли из Нижегородской области в соседнюю, где поместили в СИЗО; все допросы сводились: дай компромат на Переверзева, при этом обещали изменить меру пресечения на подписку о невыезде; рассказывали они мне о якобы имевшие место о незаконных делах Марка Владимировича. Я почти им верил, и только ознакомившись с материалами дела понял- все ложь, Переверзева пытаются подставить».

Марк Владимирович вину в вымогательстве взятки не признал. Подошло время знакомиться с материалами уголовного дела. После того, как он прочитал несколько томов, примерно половину материалов, следователь ему заявил: «Все. Ознакомление закончено. Вы затягиваете следствие. Я направляю дело прокурору для утверждения обвинительного заключения».

Обвинительное заключение было утверждено через два дня. Дело по обвинению Переверзева, Гурина и других в вымогательстве взятки было передано в суд.

Получив дело и назначив предварительное слушание по делу, судья поинтересовался у Марка Владимировича: « Марк Владимирович, в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела Вы не указали, какого суда Вы просите: суда присяжных, единоличного или из трех судей». Марк ответствовал: «Ваша честь, я склоняюсь к суду присяжных, но не могу пока определиться- я ведь с делом не полностью ознакомлен». «Пусть будет так», стукнул судья молотком. «Суд присяжных».

Марк Владимирович был уверен в своей победе: раз он не виновен, его не осудят. И еще- у него было железное доказательство невиновности- алиби.

…Гособвинитель зачитал на суде обвинение. Признаете ли Вы себя виновным, поинтересовался суд. «Не признаю, Ваша честь», ответствовал Марк. «Не признаю», ответил Гурин. «Признаю»-сказал Шаров. «Признаю частично», сказал еще один арестованный –Староверов и пояснил: «Переверзева подставили. Подставил Шаров. Это Шаров вымогал деньги, а я был посредником у Шарова и коммерсантов. Переверзева в деле не было. Ему не собирались ничего передавать»

Судебное следствие шло долго. Перед присяжными уже выступил прокурор, другие обвиняемые, их защита. Наконец, слово было предоставлено Марку Владимировичу. «Я не виновен», заявил он, «И сейчас это докажу». «Прошу присяжных обозреть мой заграничный паспорт». Паспорт был осмотрен. В нем стояли отметки о выезде-въезде Переверзева в Египет, где он отдыхал на курорте. Только почему то время отдыха на курорте в Египте пришлось на то время, которое в показаниях Шарова фигурировало как время, когда он обедал с Переверзевым в ресторане кавказской кухни и тот давал ЦУ ему из своего дома в Н.Новгороде. У Переверзева и в самом деле было алиби. Было ясно, что Шаров оговаривает Марка Владимировича.

Не останавливаясь на достигнутом, Марк спросил у Шарова: «Скажите, Шаров, что мы заказывали в то ресторане?». Шаров с готовностью ответил: «Шашлык, рагу….» Назвал одно из острых блюд.

Переверзев заявил: «Прошу Вас обозреть историю моей болезни. У меня язва, я – диетчик. Не ем острого, соленого….Мне нельзя. Будет обострение. Я не ем это».

История болезни Марка Владимировича была осмотрена. Его утверждения нашли свое подтверждение.

Перед вынесением вердикта, суд дал напутствие присяжным, пожелав им удачи в вынесении «правильного и справедливого вердикта».

И «правильный» вердикт был вынесен. Марк был признан виновным в вымогательстве взятки. Почему это произошло- сказать трудно. То ли наши «органы»,  в коих работал Марк, в Нижнем Новгороде, дискредитировали себя так, что каждый мент виделся всем взяточником, то ли народ считал, что все чиновники, в коих он увидел Марка- воруют….То ли центральной власти нужно было дискредитировать друга Марка Переверзева- Губернатора Ходырева. Версий много.

Суд объявил: «В связи с обвинительным вердиктом присяжных заседателей….назначить Переверзеву Марку Владимировичу 8 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима». Гурину суд дал меньший срок- 8 лет, Шарову- 5 летусловно. Сколько лет дали Староверову - уж и не помню. Не мало, надо полагать.

За два месяца до ареста Переверзева:

Ноябрь 2005 года. Марк Владимирович накладывает визу на заявление о выдаче лицензии на «чер-мет и цвет-мет»: «Данные лица входят в ОПГ, давать лицензию считаю нецелесообразным». Данное мнение было рекомендательным для лицензионной службы, не несло для заявителя никаких последствий. Но дело затормозилось. Это было роковая «ошибка» Переверзева. Кандидат на получение лицензии и в самом деле входил в ОПГ, отстегивал приличные суммы как ментам, так и федералам. Марк одним росчерком пера перекрыл канал поступления денег всем. И нажил врагов. Мало того, что перекрыл, еще и организовал проверки, посылая на них Гурина.

Итог был печален. Переверзев и Гурин были арестованы,  и вышли только  по УДО, отсидев полсрока.

Наши дни: Про Переверзева вышла книга, в которой написано очень много лестного и правильного про него; сейчас он работает директором по персоналу в «Маренц-групп», в Москве,  руководителем общественного совета которой      является Куликов-председатель Клуба военноначалоьников и генерал армии. Сергей Гурин открыл фирму в Нижнем Новгороде. Его бизнес процветает.  Шаров обещал дать показания, что оговорил Переверзева, но не сделал этого. С ним никто не общается. Какова судьба Староверова - мне не известно. Начальник следственного отдела УФСБ был арестован в 2009 году по другому делу, связанному с незаконным оборотом наркотиков; еще во время следствия, якобы для обеспечения ему безопасности был переведен в ФБУ ИК-11 ГУФСИН РФ по Нижегородской области, в ту самую колонию, где отбывали наказание Переверзев с Гуриным, где был зверски убит во время допроса с пристрастием, о месте нахождения наркотиков (дело то раскрыто, осуждено 2 заключенных ИК-11 и трое сотрудников ИК).

Ярослав Михайлов. Юридическая компания «Право-законЪ». г. Минск. 16.01.2013 г.