Занятия астрологией, а значит и знания в этой области, сейчас считаются одним из главных грехов в православии. Так утверждает церковь. На этом она стоит сейчас. Но так ли это было раньше?

Свыше 2000 лет назад именно астрология объединила нескольких жрецов различных языческих религий, которые оставили свою родину, свою паству, свой дом и принесли дары Величайшему из Сынов рода Человеческого — Иисусу Христу. Об этом Церковь почему-то «забыла».

На ранних этапах развития христианства существовала традиция приписывать изобретение астрологии библейским персонажам. Так, пользовавшийся большим авторитетом у Отцов Церкви и церковных историков Иосиф Флавий (иудейский историк I в.) утверждал, что астрологию изучали ещё до потопа дети Сифа. Другие предания приписывали изобретение астрологии ветхозаветному патриарху Еноху (прожившему 365 лет, а впоследствии взятому на небо) и Нимроду, ветхозаветному властелину большого государства на Востоке (Ассиро-Вавилонского царства), «сильному зверолову пред Господом», которого иногда отождествляли с персонажем греческой мифологии Орионом. «Они признали Его — не видя. Они пошли к Нему — не слыша Его речей. Они не усомнились в Нем — Он еще и не родился. Они не предали Его и не попались на хитрости Ирода. Так неужели вы думаете, что все это могло произойти благодаря греху? Так неужели этот факт ничего для вас не значит? Даже апостолы и Иоанн Креститель спрашивали Его: «Тот ли Ты, кого мы ждем?».

Многочисленные археологические исследования, раскопки показали, первохристиане рисовали на местах тайных сходок знак Рыб. Это сейчас невозможно отрицать. В это время, начинающаяся эпоха Рыб и тайный символ первохристиан полностью совпадали, но самое удивительное, что совпадение произошло не только по форме, но и по сути. Ведь по астрологической характеристике к знаку Рыб относятся следующие определения: — тайна, жертвенность, альтруизм, покаяние, прощение, смирение, сострадание, любовь к ближнему и т. д. А это уже не случайное совпадение. Это доказывает, что первохристиане знали астрологию и подтверждением этому утверждению является история жизни, канонизированного самой церковью, Иоанна Златоуста. Он не только занимался астрологией, но и делал не мало удачных предсказаний в отношении правителей и общих событий того времени. Многие христианские историки считают, что именно им был написан «Апокалипсис». Иоанн Златоуст был христианином и астрологом, а Церковь признала его святым.

Существует божественная тройственность в астрологии: все 4 стихии (огонь, воздух, земля и вода) представлены тремя основными фазами своего проявления, которые называются гунами:

1 гуна — соответствует Воле Отца небесного.

2 гуна — Любви Божественного Сына.

3 гуна — Тайне Святого Духа. Все вместе это олицетворяет собой Круг — символ Божественной Бесконечности. Именно этот круг является основой для любого гороскопа.

Также, и каждый знак от Овна до Рыб делится на три фазы своего проявления в Божественной тройственности. И каждый астрологический знак имеет трех основных управителей:

1. Ортодоксальный управитель — планета, влияющая на людей с традиционным сознанием, привязанных к материальному плану. Сюда так же входит понятие «соуправитель». Эти управители соответствуют Богородице.

2. Эзотерический управитель — планета, влияющая на людей, устремленных к духовным сферам бытия, но пока еще не достигших просветления — это монахи, ученики, адепты. Соответствует Христу.

3. Иерархический управитель — планета, дающая энергию людям, достигшим просветления и духовного совершенства. Соответствует Отцу Небесному.

Даже три креста на Голгофе имеют свое прямое соответствие в астрологической науке:

Кардинальный Крест — крест Учителя (распятый Христос)

Фиксированный Крест — крест Ученика (распятый раскаявшийся разбойник)

Мутабельный Крест — крест простого человека (распятый нераскаявшийся разбойник)

По по этим фактам можно судить о глубокой взаимосвязи между христианством и основными понятиями в астрологии.

Существует два основных христианских праздника: Рождество и Пасха. Рождество — праздник, который выпадает на зимние солнцестояния — самые короткие дни и самые длинные ночи. Пасха — со 2 века н.э. в Риме праздновалась после весеннего равноденствия в первое воскресенье после 1-го полнолуния. Оба праздника связаны с основными фазами Солнца и Луны; есть еще христианские праздники, которые напрямую связаны с этими двумя праздниками:

1. Рождественский пост.

2. Великий пост. 7 недель до пасхи.

3. Масленица. 8 неделя до пасхи.

4. Прощеное воскресенье. 50 дней до Пасхи.

5. Троица. 50-ый день после Пасхи.

Также и Суд Божий связывают с планетой Сатурн (с Серным озером на нем). И каждому знаку Зодиака соответствует свой апостол:

1. Овен — Петр

2. Телец — Симон

3. Близнецы — Иоаков младший (Алфеев брат Христа)

4. Рак — Андрей

5. Лев — Иоанн Богослов

6. Дева — Филипп

7. Весы — Варфоломей (Нафанаил)

8. Скорпион — Фома Неверующий

9. Стрелец Иоаков старший (брат Богослова — Заведеевы)

10. Козерог — Матфей

11. Водолей — Фаддей Иуда Леввей)

12. Рыбы — Иуда (Искариот)

Существует традиция изображать льва, тельца, орла и ангела на иконе «Спаса в силах», что берёт своё начало из пророческого видения Иезекииля (Иез.1:4−28; также 10:14 и 41:19). Впоследствии о них написал в своём Откровении апостол Иоанн Богослов (Откр.4:7). Начиная со 2-го века (свят. Ириней Лионский), изображение существ символизируют четырёх евангелистов. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении апостолов-евангелистов: под евангелистом Матфеем понимается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел евангелиста Иоанна изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

12 знаков Зодиака, 12 апостолов, 12 престолов, 12 колен израилевых, 12 Врат Небесного Иерусалима… Число 12 — священное в Библии. Оно означает полноту избранных. В древности 12 колен связывались с 12 знаками Зодиака, которым соответствовали различные эмблемы… Эта связь указывает на вселенские замыслы Божии относительно Церкви.

До 17 века астрологией занимались в Ватикане римские папы Сильвестр II, Иоанн XX, Иоанн XI, Юлиан II, Павел III, Лев X… В раннесредневековой Европе возможности для распространения астрологии были ограничены из-за отсутствия планетных таблиц на латинском языке. Когда же в X — XI вв. в христианскую Европу через Испанию и другие центры арабской культуры попали переводы с арабского, то даже высшие церковные иерархи того времени отнюдь не чуждались занятий астрологией. Папа Сильвестр II (999 — 1003) оставил труды по астрологии и астрономии. Ревностными астрологами были также папы Иоанн XIX (1024 — 1032) и Иоанн XXI (1276 — 1277). Можно ещё назвать архиепископа Гильдеберта Турского (1057 — 1136), который написал апологетическую книгу об астрологии, названную «Математика». Эрцгерцог Леопольд Австрийский, епископ Фрейсингенский, написал в 1200 г. «Десять трактатов о науке звёзд». С другой стороны, известны случаи, когда астрологи подвергались репрессиям по подозрению в связи с нечистой силой. Не возражая против астрологии по существу, но желая уничтожить в ней черты язычества, ещё с VIII в. (Беда Достопочтенный и др.) некоторые теологи и астрономы предлагали изменить названия и рисунки созвездий.

Существуют средневековые календари, где Святой Петр занимает место Овна, Святой Андрей — место Тельца, и проч. В других календарях, изданных позже, мы на месте имен мифологических встречаем: Давид, Соломон, Цари волхвы, — одним словом, имена, заимствованные из Ветхого и Нового Завета. Фламмарион в «Истории неба» приводит карту, озаглавленную «Coeli stellari christiani hoemisphaerium prius». Большая Медведица заменена в ней Лодкой Святого Петра, Малая Медведица — святым Михаилом, Дракон — святыми Иннокентиями, Волопас — святым Сильвестром, Волосы Вероники — Плетью. Зодиакальные знаки в этой карте следующие: святой Петр, святой Андрей, святой Иаков старший, святой Иоанн, святой Фома, святой Иаков младший, святой Филипп, святой Варфоломей, святой Матфей, святой Симон, святой Иуда и святой Матфий. Мария Магдалина заняла место Кассиопеи, Андромеда превратилась в Гроб Господень, Персей уступил место святому Павлу, Цефей — святому Стефану, Возничий — святому Иерониму, Орион — святому Иосифу, и т. д., и т. д. Но эти перемены в названиях созвездий не были приняты. В средние века знаки Зодиака достаточно часто изображались в архитектурных орнаментах. Так, на портике церкви г. Коньяк представлен весь Зодиак, и каждый знак держит изображение одного из подвигов Геркулеса; подобный орнамент имеется на главном северном входе собора Парижской Богоматери, на базилике Сен-Дени, на Страсбургском соборе.

В средние века астрология выступала в роли источника точности, красоты и устойчивости, которых было так мало в жизни, — ведь известно, насколько несоразмерны и неточны были средневековые меры и времени, и длины, и веса, а также насколько невозможной представлялась красота мира подлунного: «Мир христианский — уже не «красота», ибо он греховен и подвержен Божьему суду». Средневековое понимание астрологии в целом было магическим; оно вводит нас в мир архаических верований. Интересно, что во многом сходным было восприятие народными массами и церковных формул (анафем, экзорцизмов, благословений и т. п.).

Виднейший исследователь культуры Средневековья А. Гуревич замечает, что «магическим было сознание и масс, и духовенства, сколько бы эту магию ни «очищали» от клейма «язычества». Поэтому и астрология и религия в представлении средневекового человека входили, естественно дополняя друг друга, во всеобъемлющую систему магических действий, ритуалов, молитв, заклинаний, дающих своего рода «технику безопасности» для жизни в мире, полном таинственных опасностей и непредсказуемых явлений. Астрологию и христианство роднит также представление об иерархической упорядоченности мира (она подчёркивается в особенности в учении Псевдо-Дионисия Ареопагита). Небесная иерархия в христианском представлении перекликается с астрологической картиной небесных сфер. Характерно появление ещё в раннем Средневековье соотнесения двенадцати знаков Зодиаков с двенадцатью апостолами, а аналогия с двенадцатью коленами Израилевыми возникла, видимо, ещё раньше. Средневековое христианство видело в природе создание того же самого Бога, который раскрыл себя людям в Библии; отсюда вытекает известный параллелизм природы (в частности, звёздного неба) и Библии как двух «книг» одного и того же автора. Основополагающий принцип астрологии: «Что наверху, то и внизу», принцип подобия макрокосма и микрокосма, лежит и в «самом фундаменте средневековой символики, ибо природа понималась как зеркало, в котором человек может созерцать образ Божий».

Закономерно, что поэт XII века Алэн Лилльский представляет себе природу в виде женщины в диадеме со звёздами Зодиака и в одежде с изображениями птиц, растений, животных и иных тварей, расположенных в порядке, соответствующем последовательности их творения Господом. Согласно идее, высказывавшейся и богословами, и поэтами, микрокосм столь же целостен и завершен в себе, как и большой мир. Микрокосм мыслился в виде человека, который может быть понят только в рамках параллелизма «малой» и «большой» вселенной. Эта тема пользовалась в средневековой Европе (в особенности с XII в.) огромной популярностью. При этом «если мир в античном восприятии целостен и гармоничен, то в восприятии людей Средневековья он дуалистичен», понятия civitas Dei и civitas terrena мыслятся как противоположные.

Здесь опять видна чёткая связь с астрологией. Ведь принцип дуализма, борьбы двух мировых начал является, наравне с принципом подобия, в астрологии основополагающим. Ещё астрология архаичной эпохи «верила в два различных мира: 1) «формирующий» мир небесных Иерархий; 2) мир земных созданий. Иисус учил: Небесное Царство внутри нас… Это означает великую духовную революцию. Дуальность небеса — земля, божественное — человеческое, порядок — хаос превратилась в единство. Порядок был везде. Бог был везде». То есть, по идее, с появлением христианства астрология как учение, дающее способ упорядочивания мира, должна была стать бесполезной. «Так считали большинство отцов Христианства и Церковь в целом. Но астрология уцелела. Почему? Потому что получил развитие новый подход к ней…

Так как астрология развивалась в христианской Европе, она соединила довольно двусмысленным способом новые принципы «небеса внутри нас» и оккультное соответствие старой дуалистической картине, согласно которой небесные боги-творцы управляют сверху человеческой природой».

В России, проводя реставрацию уникального храма Успения Богоматери (возведен в 14 веке) на Волотовом поле, что в окрестностях Великого Новгорода, ученые обнаружили знаки Зодиака, в Соборе Светицховели (Грузия) есть сохранившиеся древние фрески, где Спаситель окружен Апостолами и все это находится в окружении знаков зодиака.

Изменения в мировоззрении, затронувшие образованные слои населения в эпоху Ренессанса, повлекли за собой и изменения в понимании астрологии. Антропоцентрические воззрения гуманистов не встретили противоречия с астрологической картиной мира. Астрологическая традиция Возрождения опровергла теологическое видение мира, противопоставляющее тело — душе, разум — страсти, дух — природе, знание — действию, и провозгласила единство всего сущего, гармонию потока всеобщей жизни. Но несмотря на это, астрология не встречала сколь-либо глобального осуждения со стороны церкви, не считалась недопустимым для христианина занятием и не находилась в сфере дел, которыми ведала инквизиция (конечно, если это не сочеталось с еретическими воззрениями) вплоть до Нового времени.

В 1647 году увидел свет труд Уильяма Лилли «Христианская астрология». Именно что «!Христианская». Сам за­голо­вок оп­ро­вер­га­ет лю­бую ас­со­ци­ацию ас­троло­гии с ок­куль­тной «ра­ботой дь­яво­ла». Жизнь Лил­ли, по­доб­ная жиз­ни цер­ковнос­лу­жите­ля, и тот факт, что он по­хоро­нен в Цер­кви Св. Ма­рии в У­ол­то­не, яв­ля­ют­ся сви­детель­ства­ми его хрис­ти­анс­тва. Его пор­трет на фрон­тиспи­се вы­зыва­ет вос­по­мина­ние о Виф­ле­ем­ской звез­де и Ве­ликих эпо­хах Ов­на и Рыб. И ис­тинно хрис­ти­ан­ский дух на­пол­ня­ет его ра­боту и зву­чит в из­вес­тном пос­ла­нии изу­ча­юще­му: чем бо­лее рас­тет твое зна­ние, тем бо­лее ты уве­личи­ва­ешь си­лу и муд­рость Все­могу­щего Бо­га, и ста­рай­ся сох­ра­нить се­бя в его бла­гос­клон­ности, бу­дучи уве­рен, что чем бо­лее свя­щен­но твое ис­кусс­тво, чем бли­же оно к Бо­гу, тем чи­ще бу­дет суж­де­ние, то­бой да­ва­емое. Несмотря на то, что Новое время принесло гонения астрологии, как со стороны церкви, так и со стороны материалистической науки (после открытия Н. Коперника), и в это, и в более позднее время многие серьезные философы, математики, учёные других направлений, религиозные деятели не только отдавали дань уважения древней «науке о звёздах», но и сами активно занимались астрологией, считая её способной приоткрыть им тайны мироздания. Эпоха Нового времени, ознаменовавшаяся социальным расслоением и гонениями на народную культуру со стороны церкви и государства, явилась и временем гонений на такой важный элемент народной культуры, как астрологические представления о мире.

В преследованиях астрологии церковь нашла поддержку и со стороны новой науки, основывающейся на гелиоцентрических принципах и считающей поэтому геоцентрические представления астрологии ложными. Такое объединение усилий науки и церкви в попытках задушить астрологию оказалось особенно эффективным в XIX в., когда бурное развитие естественных наук позволило многим учёным и теологам счесть астрологию суеверием, полностью отошедшим в прошлое и не могущим возродиться. И только XX в. с его экуменистическими и интеррелигиозными тенденциями (вкупе с осознанием методологического кризиса современной науки) сделал возможным переосмысление места астрологии в мировой культуре и признание за ней права на существование со стороны многих религиозных деятелей.

Отец Александр Мень отмечал: «Астрология допустима, если она не притязает быть эрзац-религией, как это часто у нас бывает… Астрология как псевдорелигия, конечно, является просто вредной… Астрология возможна как наука. Тогда она говорит о том, что на нас влияет космос, материально и, возможно, духовно. Но она может стать и суеверием… Когда человек считает, что астрология его связала по рукам и ногам, что он уже детерминирован, что никуда не денешься, что выбора нет, вот тут начинается суеверие — это начинается рабство. Не исключено, что кроме влияния наследственности, кроме влияний различных физических на человека влияет и Космос. Но это вовсе не значит, что человек раб… мы уже ни за что не отвечаем… оказываемся просто марионетками в руках различных сил, в том числе и созвездий».

Его ждали апостолы, его ждали те, кто писал Евангелие. Его ждал Иоанн Златоуст. Его ждали христиане всех времен и народов. Его ждут и сейчас. Но никто не знает где и когда… но сколько знамений было уже дано. И многие были признаны церковью.

Кстати: проблемы соотношения веры и знания в религии всегда стояли достаточно остро, а особенно сейчас при транзите Плутона по Стрельцу, когда происходит глобальная трансформация (Плутон) религиозных и идеологических систем (Стрелец), выявления всего наносного, неверного в них. Наиболее остро эти вопросы стоят между религией и астрологией, с одной стороны, и астрологией и наукой, с другой стороны. Если представители точных наук все более и более начинают обращать внимание на астрологию, феномены тонкого мира («Астрология», N 3, с. 2−20), то Русская Православная церковь (РПЦ) и слышать не хочет об астрологии.

Правда, в мае 2004 г. РПЦ устами митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, (сейчас — Патриарх Кирилл) заявила о позитивном отношении православной церкви к астрологии как науке, считая, что светила и планеты влияют на земные дела, и потому возможны предсказания погоды, урожая, других феноменов…