5 сентября ЕСПЧ признал незаконным запрет осужденных на участие в выборах по делу Свинин против России. Предыстория дела.

Решением Территориальной избирательной комиссии Первомайского района г. Кирова от 26 января 2007 года Свинину отказано в регистрации кандидатом в депутаты Кировской городской думы четвертого созыва на том основании, что он имел на день выборов - 11 марта 2007 года - неснятую, непогашенную судимость за тяжкое преступление. Информация об этом была предоставлена в избирательную комиссию УВД Кировской области. Между тем, сотрудники УВД по Кировской области располагали информацией о том, что у Свинина судимость отсутствовала.

Следователь М-ва, расследующая уголовное дело № 22499 умышленно скрыла данную информацию, поскольку регистрация Свинина кандидатом в депутаты Кировской городской Думы создавала неприкосновенность от уголовного преследования. Нарушение права на свободные выборы произошло и по халатности должностных лиц, ответственных за своевременное поступление информации в информационные центры МВД России, корректировку имеющихся у них сведений. Корректировка сведений об отсутсвии судимости у Свинина не была произведена, что повлекло к вынесению несправедливого и незаконного Решения избирательной комиссией по Первомайскому району г. Кирова.

Законодательство России предусматривает запрет на право заключенных, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда, участвовать в выборах, а также запрет лицам, хотя и осужденным, но уже отбывшим полностью наказание - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако, полагаю, что права, гарантируемые статьей 3 протокола № 1 к Конвенции, являются решающими для установления и сохранения основ эффективной и значимой демократии, руководствующейся принципом верховенства права. Полагаю, что право быть избранным в органы законодательной власти, местного самоуправления, право участия в выборах является именно правом, а не привилегией.

Тем не менее, права, предоставляемые статьей 3 протокола № 1 к Конвенции, не могут быть, по моему мнению, абсолютными, существуют возможности их ограничения. Но любые ограничения на право на участие в голосовании, на право быть избранным, должны возлагаться для достижения какой-либо законной цели и должны быть пропорциональны этой цели и не должны противоречить свободному волеизъявлению народа при выборе законодательной власти. Осужденные заключенные, в целом, продолжают пользоваться всеми основными правами и свободами, гарантируемыми Конвенцией, за исключением права на свободу в тех случаях, когда законным образом назначенное содержание под стражей прямо отвечает требованиям статьи 5 Конвенции. Статья 3 протокола № 1 к Конвенции не исключает, что ограничения избирательных прав могут налагаться на лицо, которое, например, серьезно злоупотребило публичной властью или действия которого угрожают подорвать принцип верховенства права или демократические основы общества. Нельзя относиться легкомысленно к применению такой меры, как лишение избирательных прав; принцип пропорциональности требует наличия четко различимой и достаточной связи между этой санкцией и действиями и обстоятельствами лица, в отношении которого применяется такая санкция.

В настоящее время, по данным ФСИН России, на 1 сентября 2008 года в местах лишения свободы содержалось 893,1 тысячи человек. Всего за последние годы в России были осуждены свыше 15 миллионов человек. Практически все они лишены избирательного права. 15 миллионов заключенных, отстраненных от участия в выборах, являются значительной цифрой. В это число заключенных, отстраненных от голосования, входит широкий круг правонарушителей, приговоренных к лишению свободы сроком от 1 дня до пожизненного лишения свободы, и осужденных за совершение преступлений в широком диапазоне - от сравнительно малозначительных и до преступлений особо тяжких. Не является очевидным, что существует прямая связь, между обстоятельствами дела и лишением права голоса.

Я полагаю, что такое общее, автоматически налагаемое и неразборчивое ограничение жизненно важного права, предусмотренного Конвенцией, выходит за рамки любой свободы усмотрения государства, насколько широки они бы ни были, и противоречит требованиям статьи 3 протокола № 1 к Конвенции (см. Постановление от 6.10.2005 года, вынесенное Большой Палатой по делу ХИРСТ против СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА (№2) «Yirstv.UnitedKingdom (№2)» № 74025/01).