"Интерстеллар" довольно редкий образчик кинофантастики, которая претендует на приставку "научная".  Наигравшись в похождения мужика в трико и резиновыми ушами, Нолан как и полагается амбициозному творцу, попытался достичь новых высот, вступив в заочное соревнование со Стэнли Кубриком. При просмотре фильма Нолана, неоднократно ловил себя на мысли, что фильм в отдельных моментах весьма похож по темпу повествования на "Космическую Одиссею 2001 года", которая общепризнанно считается одной из лучших, если не самой лучшей научно-фантастической лентой в истории кино.

Если разбирать фильм Нолана на составные части, то помимо качественного технического уровня, он запоминается прежде всего научными и псевдонаучными объяснениями происходящего более свойственными классической западной фантастике времен ее "золотого века". Поэтому темп и стиль повествования этой истории напоминает различные научно-фантастические романы 50-80х годов. Разумеется, Нолан был далек от того, чтобы полностью придумывать научную концепцию происходящего, для чего и пригласил в проект известного физика Торна, который придал научности повествованию и стал по сути частью рекламной кампании фильма.

Для современной кинофантастики, это довольно редкое явление и именно поэтому "Интерстеллар" на фоне большинства современных лент претендующих на звание фантастических, выглядит своеобразной белой вороной и своеобразным приветом из прошлого. Все таки в таком духе фильме уже давно не снимают, даже красиво сделанная "Гравитация" была скорее развлекательным кином, нежели законченным киновысказыванием. Нолан сразу взял быка за рога и начал полемизировать с помощью героев фильма на тему тупика, в котором оказалось человечество. Проблема потери интересов к космическим полетам, после окончания романтической эры пилотируемой космонавтики, уже давно вызывает оживленные дискуссии в современном обществе. То будущее человечества в ближнем и дальнем космосе, о котором мечтали в 50-70х годах, не случилось. Все оказалось куда как более обыденно и приземленно и вместо мечтаний о том, как космические корабли покоряют просторы вселенной, мир озабочен экономическими и военными неурядицами, болезненным потребительством и отсутствием внятных контуров светлого будущего, которые всегда служили маяком, к которому двигалось человечества. А тут главный герой практически сразу позиционирует себя как человека стремящегося к непознанному и тяготившегося настоящим, но в тоже время цепляющегося за свою семью. По сути, Нолан пускай и несколько грубовато, через весь фильм ставит перед зрителем вопрос - что главнее - семья или будущее человечества. И каждый из героев дает свой ответ на этот вопрос.

Сейчас трудно современному потребителю обосновать тягу к непознанному, что толкало отважных капитанов исследовать далекие земли, а космонавтов на орбиту Земли. Нынешний апокалиптический настрой современных творцов, в качестве толчка для пилотируемых полетов куда-нибудь подальше околоземной орбиты - видит техногенную или природную катастрофу, которая в подавляющем большинстве случаев служит обоснованием для космической активности и выхода из состояния "вышел новый айфон, вот радость". То есть уже на этапе задумки подразумевается, что добровольно человек не будет пускаться во все тяжкие, чтобы в роли космического Колумба открывать новые миры. А вот если уже планету довели до невменяемого состояния, так уж и быть - придется строить межпланетный, а то и межгалактический корабль, чтобы с значительным запозданием, спасти человечество от заслуженной участи. В этом плане, Нолан не стал исключением и все его путешествие посредством Гаргантюа, в конечном итоге является авральной попыткой всех спасти, да и то, главного героя по сути обманом на это подписали. Тут можно вспомнить персонажа-предателя из "Матрицы" рассуждавшего в духе "Если бы Морфиус с самого начала рассказал, как все будет, мы бы запихнули его красную таблетку ему в задницу". В этом плане, главного героя к путешествию склоняют обычным обманом, а не идеей космического первопроходства или даже спасения человечества. А вот сказали бы ему правду с самого начала, полетел бы он в "кротовую нору"? В общем, получился у нас звездный первопроходец по-неволе.

Тут можно вспомнить и бурильщиков из "Армагеддона", и экипажа летевшего с бомбой на Солнце в "Пекле", мол ну надо так надо, а что делать. Ну а здесь у нас черная дыра и шаткие перспективы найти новый дом для людей. В конечном итоге, в этих кинотворениях отражается тот тупик в освоении космоса в который уперлось человечество, ну а творцы в какой-то мере являются жертвами этого технологического и смыслового тупика. Есть понимание, что текущее устройство мира не совсем правильное и будущее его весьма туманно, а осваивать космос надо, но вот обрисовать позитивную идею и технологическую концепцию, которая поведет космических первопроходцев осваивать окрестные планеты, а то и другие системы, современные творцы не могут. Поэтому в силу инерционного мышления, за движущую силу освоения космоса выставляют обстоятельства неодолимой силы. Раз сами не хотите осваивать космос, то нужда заставит.

Если раньше фантастика продуцировала смыслы и образы будущего (и кое-что из тех образов стало нашей реальностью), то ныне фантастика скорее плетется за повседневностью, отражая общий кризис современной цивилизации. Разумеется, в фильме Нолана есть робкие попытки объяснить зрителю, что нельзя цепляться за настоящее, надо смотреть в будущее и заглядывать за горизонт, чтобы в конечном итоге, самосовершенствоваться. Это совершенствование происходит за счет расширения познаний о мире (в галактическом масштабе) и его устройстве (с точки зрения понимания концепции различных измерений, понимания квантовой механики, физики черных дыр, теории струн). И в конечном итоге, это приводит к тому будущему, где человечество спасется за счет полученных знаний и полноценно выйдет в космос, оторвавшись от земной колыбели. Разумеется, Нолан не знает, как этого достичь, поэтому момент приобщения человечества к сакральным знаниям о "вопросе жизни, Вселенной и всего остального", у него получился скомканным, хоть и довольно трогательным. В этом плане Кубрик в "Одиссее", поступил более мастерски, оставив перед зрителем целую авоську вопросов о том, куда же попал и что увидел Дэйв Боумен, как бы давая понять всю безмерность лежащего перед человеком непознанного, где обычный человек лишь песчинка на пляже мироздания. Поэтому Боумен так скажем "эволюционирует", а Купер после всех своих злоключений, как все тот же пилот-фермер бросается уже проторенной дорогой спасать напарницу с намеком на возможный хэппи-энд.

В конечном итоге, фильм выглядит как интересное и качественно выполненное приключение в научном и псевдонаучном антураже. "Интерстеллар" не похож на остальные фильмы этого года и по своему уникален, с учетом тех вопросов, которые попытался поднять Нолан. Что-то у него получилось хорошо, как например раскрытие темы семьи и вопросов общего/личного блага, что-то не очень, как например вопросы тяги к непознанному и обоснования идей лежащих в основе покорения космоса. Но в целом, фильм вышел неплохой, за ним есть определенный идейный багаж пропагандирующий пилотируемую космонавтику и попытка донести до зрителя, что так или иначе нельзя вечно цепляться за материнскую юбку Земли.