Вчера приобщился к новому творению Нила Бломкампа "Робот по имени Чаппи". За творческим путем данного режиссера слежу еще со времен дебютного "Района №9", поэтому пропустить никак не мог. По итогам просмотра сложилось довольно смешанное впечатление.

У Бломкампа есть свой неповторимый стиль, который органично объединяет все его работы в своеобразном поджанре урбанистической научной фантастики, где нищенские халупы и мусорные свалки, на фоне которых торчат небоскребы/станции "золотого миллиарда", создают бэкграунд для его историй. Бломкамп изначально слишком высоко задрал планку с "Районом №9", который помимо занятной истории и великолепной картинки, претенциозно выступил с критикой некоторых моментов организации человеческого общества, за что собственно многим и полюбился, так как смог доходчиво показать, что уродливые "креветки" могут быть лучше людей, которые зачастую ведут себя как конченые эгоистичные и злокозненные мрази, как индивидуально, так и в толпе. В "Элизиуме" Бломкамп продолжил тему легкой критики устройства общества и попытался обыграть тему социального расслоения и неравенства, но сделал это слишком прямолинейно (проиграв начисто замечательному фильму "Сквозь снег" http://colonelcassad.livejournal.com/1516997.html), получив на выходе просто добротный фантастический боевик, с простеньким сюжетом.



С "Чаппи" приключилась другая история. Бломкамп попытался намешать в фильм элементы различных жанров и усложнить концепцию. В итоге получилась такое себе варево, где просто отличные моменты, сменяются весьма странными, а порой и нелепыми. Фильм одновременно пытается быть семейным и смешным (в нем довольно много юмора, что приятно удивило), драматически-трагичным (сцена избиения робота детьми очень сильная - жалко что большая часть фильма не дотягивает по накалу), экшено-трешевым (немало удивила сцена с гибелью Америки - крови в фильме до этого почти не было, а потом бац и такая расчлененка), социально-нравоучительным (все плохо, потому что жизнь такая, окружение делает людей плохими). И все это служит только дополнением для главного посыла фильма, что человеческое и машинное сознание можно оцифровать и передавать на другие носители, обеспечивая разуму цифровое бессмертие. Данная концепция является детищем информационной эры и довольно часто обсуждается в футуристических прогнозах, где концепция машинного бессмертия конкурирует с идеей бессмертия биологического.



Но к сожалению столь благодатная тема в "Чаппи" подана излишне схематично (тот же "Страховщик" с Бандеросом http://colonelcassad.livejournal.com/1931587.html намного более глубок) и возникает слишком внезапно, после долгих предисловий про то, как кучка гангстеров пытается научить робота "ходить на дело" и "отжимать тачки". В этом собственно и состоит главная проблема фильма - Бломкамп попытался собрать весьма сложный паззл на стыке жанров, но правильной консистенции нащупать не смог - где-то пересолил, где-то недоперчил. В результате, фильм не распадается на части только из-за мощной атмосферы Йобурга, которая придает фильму определенный колорит, где все эти размалеванные гангстеры и человекоподобные роботы блуждающие по загаженному городу, смотрятся на удивление органично. Вроде бы и другой мир, подчеркнуто карикатурный, а выглядит весьма живым, хотя когда речь заходит о поведении и мотивации, даже атмосфера не спасает.



Сам Чаппи достаточно оригинален и порой весьма трогателен в своей непосредственности, да и с точки зрения игры, он выглядит лучше большинства актеров людей, где герои Уивер и Джекмана и Пателя просто отбывают номер, а фактурные южноафриканские артисты, порой переигрывают, в силу недостатка актерских талантов.



С технологический точки зрения, как и предыдущие работы Бломкампа фильм выполнен блестяще. Очень сочная и подробная графика отлично вписанная в ландшафт Йобурга, Бломкамп как и ранее, остается одним из главных визионеров современного кинематографа. Его отличает подчеркнутая реалистичность фантастической картины. Столь любимая им тема экзоскелетов, дронов и различной робототехники, находится на стыке будущего и реальности, поэтому в его технологические изыски вполне себе веришь, что могут быть такие роботы, такие приспособления и гаджеты. Такая себе технологическая фантастика ближнего прицела помноженная на социальную проблематику. Вкупе с атмосферными видами Йобурга и сочной картинкой, понравился и музыкальный ряд.



В целом, это очень технологичная фантастика на стыке жанров, где внутренняя драматургия и развитие сюжета отстают от действительно впечатляющей визуальной упаковки. Мне фильм скорее понравился, но трудно закрывать глаза на существенные недостатки в самой истории. Картинка и стилистика у Бломкампа всегда опережала сюжет, поэтому и имеются проблемы с картонностью части персонажей во всех его фильмах. Так как Бломкамп после "Чаппи" приступил к работе над продолжением "Чужих", то можно говорить наверняка, что с визуальной точки зрения там все будет отлично, а вот насчет сюжета могут возникнуть вопросы.

Тем не менее, несмотря на все претензии, Бломкампу стоит сказать спасибо, что на фоне многочисленных однообразных сиквелов и заполонивших все комиксов, он пытается снимать достаточно оригинальное кино с собственными сюжетами и попытками не только развлекать, но и поднимать с переменным успехом социально значимые темы.