Он был не только «президентским оком» и председателем колхоза-миллионера, но и талантливым журналистом, от информационных бомб которого и по сей день морщатся ныне здравствующие фигуранты вятского политического процесса. Два, совсем не юбилея, 12 декабря - 69-лет со дня рождения и 29 декабря – 6 лет со дня смерти, - повод для того, чтобы вспомнить о Вениамине Сумарокове - первом полномочном представителе Президента РФ в Кировской области.

Неполитичный политик

Вениамин Сумароков личность весьма колоритная. Коренной житель Кировской области, знающий о крестьянском труде не понаслышке, он прошел путь от чертежника слободского БТИ до полномочного представителя президента РФ в Кировской области. Талантливый изобретатель - его проекты были связаны с механизацией ферм крупного рогатого скота и таким очень утилитарным и специфичным делом как система удаления, погрузки, вывоза и внесения в почву навоза.

Хороший управленец, он сумел за 10 лет поднять «лежащий» совхоз «Лекминский», где на 300 работающих было 12000 прогулов, и сделать его образцовым хозяйством с годовой прибылью в 3,5 млн. рублей.

«Дядя Веня» обладал не только хозяйственной жилкой, но и крутым нравом, который не очень нравился партийным руководителям разных уровней. Пойти в политику, по его собственному признанию, его заставила …. угроза тюремного срока. Объявив войну мелиораторам-приписчикам, он нажил себе врагов в обкоме КПСС. Начались проверки, работать стало невозможно.

Сегодня у такого кандидата как Сумароков, за которым не стояло никакой реальной политической силы, практически не было бы шансов. В то время россияне были сверхполитизированы, опьянены реальной возможностью выбора, поэтому того авторитета, каким обладал Вениамин Сумароков, оказалось достаточно. Ведь в его активе, в отличие от партийных функционеров-демагогов, числился целый список реальных дел.

В 1990 г. Вениамин Сумароков был избран народным депутатом РСФСР, обойдя 10 других кандидатов.

На защиту демократии

С Борисом Ельциным Вениамин Сумароков познакомился в апреле 1990 г. во время своего второго визита в Москву в качестве народного депутата РСФСР. Он стал его активным сторонником, проголосовав за Ельцина на выборах председателя Верховного Совета РСФСР. Сумароков искренне верил, что будущее страны в демократических преобразованиях, поэтому вошел во фракцию «Демократическая Россия».

В те дни, политическая борьба проходила с настоящим накалом страстей. Многие помнят, что во время первого съезда депутатов РСФСР, который тогда транслировало центральное телевидение, не редки были даже потасовки между депутатами. В режиме противостояния фракций «Демократическая Россия» и «Коммунисты России» выбирался Верховный Совет РСФР, принимались основные решения.

Вениамин Сумароков принимал активное участие в работе Аграрного комитета Верховного Совета РСФСР, был одним из тех, кто готовил закон о «Крестьянском (фермерском) хозяйстве». Больше всего его беспокоило, то, что все демократические законодательные инициативы встречают активное сопротивление аппаратчиков КПСС на местах. Именно тогда, за год до путча, он вышел из членов коммунистической партии.

В августе 1991 г. Сумароков приехал в Москву для участия в «Конгрессе  Соотечественников» и оказался в гуще событий – работал в штабе обороны Белого Дома.

Институт президентского представительства был введен распоряжением Президента РСФСР после августовского путча, и В. Сумароков стал первым Полномочным представителем Президента в Кировской области.  

Борис Ельцин прекрасно понимал, чем угрожает ему дисбаланс отношений федерального центра и субъектов РФ, где власть по прежнему принадлежала коммунистическим функционерам.

Он наделил свое «око» специальными полномочиями. В них входило не только информирование главы страны обо всех происходящих в регионе процессах, но и контроль хода реализации федеральных программ на местах, использования средств федерального бюджета и федерального имущества, координация деятельности федеральных органов, прием граждан и т.п.

По словам экс-главы Администрации Кировской области Василия Десятникова, в 1991 г. у Вениамина Сумарокова был реальный шанс возглавить область, но он отказался от этого предложения и взамен себя порекомендовал Десятников. А ведь в те годы «во власть» рвались очень многие, и не только демократы.

«Президентское око»

Работы Сумарокову хватало и на собственном поприще. Это были «лихие 90-е», когда партия отделялась от государства, рушилась годами отработанная система, властная вертикаль, привычные схемы взаимодействия между ведомствами.

Чего стоила ситуация с Марадыковским арсеналом химического оружия, проблему которого Вениамин Сумароков поднял одним из первых.

После развала Союза опаснейший объект финансировался всего на 30%. Этот запас мощнейших боеприпасов было некому охранять, устаревшими были и средства пожаротушения, оба этих фактора создавали огромную угрозу для жителей всего Поволжья. Решать эти проблемы Сумарокову пришлось с помощью собственных связей в Правительстве, добиваясь личных директив Б. Ельцина.

Организовал он и сбор документов о преступлениях режима для суда над КПСС. Занимался тюремным ведомством – УИН, рассматривая жалобы, в т.ч. на несправедливое осуждение или завышенный срок. Боролся с дедовщиной на армейском сборном пункте в Котельниче. В общем, имея самые широкие полномочия, решал как глобальные проблемы, так и помогал конкретным «маленьким» людям.

Информационные бомбы

Создавать «информационные бомбы», согласитесь, это тоже талант. Вениамин Сумароков хорошо владел пером и, благодаря служебному положению, да и собственному дару, находил интересные факты и компрометирующие детали, не стесняясь предавать их огласке через СМИ. В первую очередь под удар попадали его оппоненты.

Делал Сумароков это так мастерски, что неблаговидные «подробности биографии» шлейфом волочатся сквозь десятилетия за экс-губернатором Сергеенковым, его преемником Шаклеиным, а также за генеральным директором Кировского молочного комбината и, сегодня, по совместительству секретарем кировского отделения партии «Единая Россия», Сураевым.

Так, во время избирательной компании последнего в Областное Законодательное Собрание (осенью 2012 г.) всплыл компромат, собранный Сумароковым на В. Сураева еще 15 лет назад. Речь идет об особой схеме «мотивации», созданной при Кировском Молочном комбинате в середине 90-х годов и позволяющей ему получать молоко от председателей более 100 колхозов по демпинговым ценам в обмен на дивиденды марионеточной организации ПТО «Молоко». Тогда обширная дискуссия на эту тему разразилась на страницах «Вятского наблюдателя» http://www.nabludatel.ru/numers/1996/16/1.htm, Не мудрено, что этот антикоррупционный скандал и другие «выпады» Сумарокова, который очень скептично отзывался о личных качествах Сергеенкова,  привели к натянутым отношениям с губернатором и его командой. Это заставило Сумарокова сменить статус Полномочного представителя Президента РФ на скромную должность руководителя его аппарата, а через некоторое время, выйти на пенсию.

Но бойцовский дух не оставил Вениамина Михайловича, который и после выхода на заслуженный отдых выступал с хлесткой критикой деятельности губернатора Сергеенкова в СМИ, где продолжал публиковать факты его «коммунистической» биографии.

Постоянные судебные тяжбы на этой почве окончательно подточили его здоровье, которое и так не было особо крепким – первый инфаркт врачи диагностировали Сумарокову, когда ему еще не было и 50.

После его смерти – в канун Нового 2007 г., вышли его мемуары «Раздумья», которые остались незамеченными. В книге собраны как глубоко личные воспоминания автора о его трудном детстве, быте послевоенной деревни, родных и близких, так и хроника событий конца 80-х – начала 90-х годов, скандальных разоблачений и войны компроматов. Сегодня «Раздумья» – изданные стараниями и за счет средств автора, являются библиографической редкостью. Возможно, оглядываясь на те времена, современные читатели будут в большей степени согласны с «авторским взглядом» В. Сумарокова на ситуацию в стране и регионе, роль отдельных действующих лиц в ее создании.