Уже около пятнадцати лет  вокруг  города Кирова формируются земельные участки для продажи.  Гектары делятся на сотки   и отчуждаются для последующего  освоения. На периферии уже  сформировались  целые поселки с   внутренними дорогами,  освещением, персональным водоснабжением и отоплением.   Кто-то  приезжает на выходные. Такие люди имеют квартиру в городе, дети приходят из  школы, учат уроки, а  потом вечером с родителями уезжают за город. Утром родители вместе с детьми едут в город каждый по своим делам. Но кто-то живет в новом загородном доме постоянно. И последних все больше и больше.  Не замечать это невозможно.

Пока свежие деревни застраивались, новые собственники земель и домов  как-то особо не зацикливались на перспективе развития территории. Последний штрих – научиться вывозить или утилизировать  бытовые отходы с началом загородной жизни освоили  как-то локально, по своему. Хотя в некоторых местах все-таки организованно, через дачные товарищества   заключили  договоры на вывоз мусора и частичную уборку внутренних дорог. Где- то худо-бедно организовали общую охрану. А вот дальше  -  неизбежна межпоселковая инфраструктура: транспортная, коммунальная, административная и социальная часть.  Здесь и медицинское обслуживание,  и общественная безопасность (Пожарники, полиция). Уже давно нет гарантий получения на этой территории соответствующих государственных и муниципальных «услуг». Думается,  самостоятельно гражданам  наладить  такое полноценное самообслуживание не удастся.   Каждый собственник не сможет содержать свою пожарную команду,  личный детский садик, поликлинику или участкового оперуполномоченного. Придется объединяться для  инициативного обращения  за помощью к региональным и муниципальным властям.  

Но здесь проблема. Даже если будет такая инициатива, власти вряд ли смогут  быстро помочь.  Для  решения проблемы понадобятся много вводных данных,  которыми вряд ли обладают власти, включая данные  о миграции населения и о постоянном месте жительства граждан. Да  и новые поселки (имею ввиду застроенные территории) зачастую находятся одновременно на  территориях  различных   муниципальных образований. Например, земли  населенных пунктов Талица- Порошино- Нагорена-Машкачи-Боровица фактически пролегли через  территории города Кирова и Слободского района. Для формирования  обслуживающей инфраструктуры и калькуляции бюджета придется перекраивать границы  территорий, а это непростой процесс.

А между тем,   накануне выборного 2016 года власть в этом процессе все-таки заинтересована.

Фактически проживающие на этих территориях  люди – наиболее активная в деловой и политической жизни часть избирателей, зарегистрированная на иных избирательных участках  областного центра.

Нужны хотя бы первые шаги региональных и муниципальных властей по комплексному планированию перспективного развития этих территорий, включая социальное и административное обслуживание.