Сразу оговорюсь. Этот пост ни  за  Белых, ни против. Но меня удивляют радостные намеки на то, что у Губернатора все хорошо в плане перспективы назначения на ВРИО.

До 15 января 2014 года Президент должен назначить исполняющего обязанности Губернатора. Срок его полномочий – как минимум до 14 сентября 2014 года. 

Если ВРИО будет назначен Н.Ю. Белых, то при условии его выдвижения кандидатом, за три месяца до выборов он должен уйти в отпуск.  Причем по закону это не право, а обязанность: зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время участия в выборах освобождаются от исполнения должностных обязанностей. Копия соответствующего распоряжения в течении пяти дней со дня регистрации кандидата предоставляется в Избирком.   

По закону кандидат, замещающий государственную должность, не может использовать преимущества своего должностного положения. В законе расшифровано, что понимается под таким преимуществом: привлечение подчиненных в выборам, использование государственных имущественных, телекоммуникационных, информационных, транспортных, организационных и прочих ресурсов. Подобные ограничения бессмысленны: такое перечисление лишь способ обойти закон.

К тому же существует оговорка, практически нивелирующая эти ограничения. А именно: соблюдение  ограничений не должно препятствовать осуществлению Губернатором, баллотирующимся на второй срок, своих полномочий. (Хотя, по сути, это первый срок выборного Губернатора).

Назначенный ВРИО прежний Губернатор, баллотирующийся на второй срок, фактически не может не использовать государственные ресурсы, ибо иначе будет не способен в полной мере исполнять Указ Президента о назначении временно исполняющим обязанности Губернатора. Таким образом, после ухода в отпуск по выборам, ВРИО Губернатора получает фактически легализованный Указом Президента административный ресурс. Поэтому считается, что кто назначен ВРИО, тот и побеждает на выборах. Этот довод не нуждается в формальном объяснении: в глазах избирателей ВРИО получает выборный ресурс в виде  голоса Президента, вес которого закреплен и абсолютным числом избирателей на федеральных выборах, и действующим рейтингом. Избирателями, особенно в сельских местностях, назначенный ВРИО Губернатор расценивается не иначе как наместник, поскольку эта должность не выборная, а назначаемая, плавно превращающаяся в выборную. Наместник - это власть. Власть - это подчинение воли. Лучше подчиниться. Вот вам и голоса наместнику.  В таком случае свобода выбора здесь только декларация, порожденная управленческим опытом элиты.

Мне скажут, что в других регионах было также, практика показала, что это правильно. Не соглашусь, потому что не практика делает руководителей (избирателей), а руководители (избиратели) делают практику.

Думаю, что на перспективу необходимо изменение действующего выборного законодательства. Нужно закрепить, что временно исполняющий обязанности Губернатора  не вправе баллотироваться на должность Губернатора и участвовать в агитации и организационной поддержке кандидатов. Это не ограничение избирательных прав самого ВРИО, поскольку ВРИО должен назначаться с согласия самого лица, и, поэтому, подразумевается лишь самоограничение. Такие ограничения являются опробированным средством конституционных механизмов по сбалансированному регулированию. К тому же,  в данной статье это не проект нормы, а всего лишь модель.

А пока нужно выдерживать линию на антикоррупционное регулирование. Поэтому, было бы правильно  по согласованию с заинтересованным участниками выборного процесса в Кировской области (например, с согласия депутатов Заксобрания) назначить ВРИО лицо, обладающее управленческим опытом, но не претендующего на должность Губернатора по итогам выборов. А потом легализовать эту практику и распространить ее на другие регионы.

Высшая исполнительная власть страны уже имеет такой опыт самоограничения и назначения технического руководителя на переходный выборный период. Вспомним, как  в   отсутствие легальных механизмов  избирались на должность Президента Д.А. Медведев, а затем В.В. Путин.

Так, осенью 2007 года за полгода до выборов Президента Председателем правительства России был назначен В.А. Зубков. Сразу после избрания Президентом Д.А. Медведева, 8.05.2008 г. Председателем Правительства России был назначен В.В. Путин. Техническая роль Виктора Алексеевича  в переходный выборный период не вызывает сомнений.  Аналогия, конечно несколько умозрительная, но заслуживающая внимания. Хотя бы формально Д.А. Медведев в выборный период  до момента избрания не владел конституционными рычагами управления.