Современное общество идеально манипулируемо средствами СМИ. Это - общее место, конечно. Не новость и даже неинтересно. Интересно другое. Если ты в каждый момент времени точно знаешь какие последствия в т.н. "обществе" принесут те или иные картинки того или иного содержания и эмоциональной интенсивности, то почему бы не начать работать с картинками этими в интересах маленького, частного заказчика.

Интересы больших государственных и корпоративных заказчиков СМИ обслуживают и так. А поскольку есть конкуренция этих больших заказчиков, все друг друга обвиняют и срывают покровы, то общий вектор получается вовсе не такой предсказуемый, как планируется. Что то все время идет не так.

Но в ситуации с маленьким частным заказчиком все по-другому. Он никому не конкурент, он решает минипроблемку, невидимую "большой системе". Более того, он может пристроиться к массовой повестке и решить свою проблему за счет заказчика большого.

То есть грубо говоря, есть человек из Сирии. Он платит от 10 до 20 тысяч евро, чтобы его привезли на границу ЕС. Большие дяди при этом уже организовали ситуацию, что его называют не "мигрантом", а "беженцем". Но таких вот беженцев десятки и сотни тысяч. Как выделится? Как сделать свою судьбу эксклюзивной?

И тут появляются они - люди, которые решают проблемы. И если он заплатит еще, скажем, 20 тысяч, то внутри большой темы "беженцев" появляется его собственная маленькая тема. С ним организуют некое событие, оформленное очевидно ударным и продаваемым эпизодом в рамках ожидаемого массовым потребителем информации новостного ряда "большой темы". Событие протоколируют на камеру и забрасывают в сеть.

И вот у тебя уже - контракт на книгу, тебя выдергивают из толпы, находят работу, легализуют, твоего ребенка, который кстати был важным действующим лицом в этом организованном событии, выводит на стадион Криштиану Роналду. И так далее. Ты больше никогда не будешь бедным, как твои односельчане. Твои личные профессиональные навыки никого не интересуют, потому что ты работу уже нашел и не потеряешь. Ты больше никогда не вернешься в лагерь для переселенцев, твои унижения закончились навсегда.

Можно ли такое событие сконструировать? Бесспорно. Можно ли предсказать его последствия? Конечно. Червяк, в которого тыкают иголкой, существенно непредсказуемее и свободней в своих дерганьях, чем так называемое общественное мнение. Очевидно, что у такого стартапа есть по большому счету три проблемы. Проблема заказчика. Как маленький частный заказчик поймет, что его проблема решаема именно таким способом? Непонятно. Второе, проблема организации. То есть, чтобы тема реально сработала, мальчика нужно действительно распять, подставить подножку и так далее, а не просто рассказать про это по ТВ. И третье, проблема потребителя - люди не должны понимать, что для них делают множество маленьких фильмов. За кино люди готовы платить чуть чуть. А за правду - дорого. То есть любая реклама, любое продвижение услуги среди потенциальных заказчиков будет сбивать на нее цену среди потребителей.

А так всем стартапам стартап.

ЗЫ. Для уволенных вследствие кризиса пиарщиков\политтехнологов.