Древние китайцы - оригинальный народ. Очень прагматичный подход у них был. Жизненный такой. Вот крестьянин купил клочок земли. Юани отсыпал. Договор подписали. Какую-то филькину грамоту на папирусе нацарапали. И все? Собственность защищена? Нет. Собственность защищает право. Да. Но, праву всегда необходима правоохранительная система. Одно без другого не бывает. Правоохранение без права - произвол и беззаконие. Право без правоохранения - филькина грамота на папирусе. Древние китайцы это прекрасно понимали. Поэтому, к филькиной грамоте на папирусе полагалась, совершенно законно, "покрышка" от чиновников.

Например, для крестьянина - это сельский староста. Крестьянин ежегодно, открыто относил старосте мешок риса. Зато теперь он был защищен. Все, кто хотел "отжать" его землю, отсылались к старосте. Тот доходчиво объяснял, что земля законная (вот папирус) и он не допустит безобразий. Те удалялись. Филькина грамота у крестьянина - это право. Староста - это охрана права. И все довольны. Система правового государства идеально работала.

Если имел, что побольше (лавку, трактир, гостиницу), то старосты недостаточно. Хватай выше - у волостного отмечайся. Там мешком риса уже не отбояришься. Но зато волостной был кровно заинтересован и своей грудью стоял на защите права собственности. Сразу пресекал поползновения.

Если еще больше собственность, то тут нужна была уже "федеральная покрышка". Это - в столицу. Там - по уговору.

Идеальная правовая система. Поэтому простояла 5000 лет. Собственнику - выгодно. Чиновнику - выгодно. Собственность под двойной защитой: права и правоохраны. Все довольны.

Потом придумали какое - то чуждое понятие "коррупция". Теперь староста и волостной должны бесплатно, без мешка с рисом, защищать чужую собственность. А дураков нет. Да и обидно даром за чужое барахло надрываться. И все развалилось.

Биржан Чукин