Больше всего, в наши нелегкие времена, меня настораживают различные стратегии российского правительства по выходу из кризиса, например, обсуждаемая сейчас идея распродажи активов ВЭБа.

В последнее время состояние дел ВЭБ-а стали притчей во языцех во всех средствах массовой информации мало-мальски претендующих на знание финансовых инструментов и состояния дел в банковской сфере.

Все они акцентируют внимание на том, что в бюджете банка образовалась долговая дыра в полтора триллиона рублей, которая есть результат неэффективного управления.

Мол, пусть банк умрет и дело с концом. Одним больше, одним меньше.

Такой подход больше похож на искусственно спланированную информационную войну, чем на желание правильно осветить проблему.

Мы забываем, что такой значимый государственный институт, как банк развития является не только экономическим, но и политическим инструментом. И такое отношение к Внешэкономбанку наносит серьёзный ущерб имиджу страны в глазах иностранных кредиторов.

В статье в «Российской газете» опубликовано замечательное интервью с ректором Финансового университета при Правительстве РФ Михаилом Эскиндаровым, где тот пытается предупредить российскую власть о губительных последствиях поспешных решений.

Напомню, что именно ВЭБ в 2007-2009 году по указанию Минфина принял участие в санации банков «Глобэкс» и «Связь-банка», что принесло ему миллиардные убытки. Достаточно привести такой пример.

Чистый убыток Банка развития (ВЭБа), в связи с санкцией только «Связь-банка», за октябрь 2008 года составил 46 млрд руб, что в двадцать раз больше, чем за девять предшествующих месяцев. И еще тогда эксперты предупреждали о том, что если кризис затянется, то банк могут ждать серьёзные финансовые проблемы.

Как бы были невелики проблемы, по-моему и дураку понятно, что продавать активы на падающем рынке значит решить сиюминутную проблему с огромным ущербом, ведь приобретались они совсем по другой цене и при другой конъюнктуре.

Больше всего меня удивляет, что даже уважаемые всеми экономисты и финансисты иногда путают ВЭБ с коммерческим банком и почему-то ждут от него прибыли. ВЭБ – это банк развития, у него совсем другие задачи. Его эффективность должна измеряться по другим критериям.

Когда Внешэкономбанк инвестировал в экономику страны все были довольны, а сейчас ему выставляют счет за убытки. Согласитесь, что это не правильно.

Что в итоге победит - здравый смысл или сиюминутная борьба за финансовые показатели мы пока не знаем, но ясно одно: любая грубая ошибка сейчас будет оплачена слишком высокой ценой и оплачивать её придется уже завтра.