Легендарный истребитель "Зеро" ныне отсутствующих японских императорских ВВС впервые после окончания Второй мировой войны вновь взмыл в небо бывшей империи. Правда, совсем на короткое время.

Взлетел он с существующего с довоенных времен аэродрома военно-морских сил Каноя в префектуре Кагосима на крайнем юго-западе острова Кюсю. В кабине прославленного самолета сидел, кстати, представитель былых врагов - отставной американский военный пилот Скип Холм. Поскольку в самой Японии нет ни одного человека с лицензией на управление этим истребителем. Хотя, возможно, некоторые бодрые ветераны еще могли бы тряхнуть стариной и бросить свой верный "Зеро» в крутое пике.

Взлетевший с базы Каноя самолет был найден еще в 70-х годах прошлого века в джунглях Папуа-Новой Гвинеи, где в годы Второй мировой войны проходили ожесточенные бои между императорской армией и американскими войсками. «Зеро» сильно проржавел, но был восстановлен, сейчас принадлежит частному японскому коллекционеру, сертифицирован в США и, как утверждается, пребывает в идеальном состоянии.

Кстати, всего в Соединенных Штатах сейчас имеется шесть готовых к полетам трофейных самолетов такого типа (официально по-английски они именуются Mitsubishi A6M Zero). А вот японцы термина "Зеро" не знают - в старой шовинистической Японии такие заграничные словечки не поощрялись. Самолеты назывались Рэйсэн - Истребитель Ноль.

Они производились на заводах корпорации "Мицубиси" с 1940 по 1945 год. "Зеро" отлично себя показали во время войны в Китае: причинили, в частности, немало горя советским летчикам, сражавшимся на стороне войск Чан Кайши против японского вторжения. Они же были лучшими боевыми самолетами на начальном этапе тихоокеанской кампании Второй мировой войны, могли выполнять функции легкого бомбардировщика или торпедоносца. «Зеро» отличались отличной маневренностью, высокой скоростью и небывалой по тем временам дальностью полета - более 2 тысяч километров.

Эти самолеты, в частности, сыграли важную роль в успехе неожиданной японской атаки на американские военные объекты на базе Пёрл-Харбор.

Однако индустриальный и технологический разрыв Японии и Соединенных Штатов был гигантским: в США очень быстро были разработаны более скоростные и мощные машины, и с 1942 года "Зеро" потеряли свое превосходство в воздухе. На один сбитый американский самолет стало приходиться до десятка японских. На последнем этапе войны некогда непобедимые истребители стали все чаще использоваться для самоубийственных полетов камикадзе. Кстати, весной 1945 года взлетали они и с базы Каноя.

"Зеро" вызывают у японцев весьма смешанные чувства - с одной стороны, это напоминание о жутких событиях минувшей проигранной войны, которую общественность в подавляющем большинстве осуждает. С другой – некоторое воплощение трагической романтики, предмет некоторой гордости за технические достижения минувшего века.

Кстати, судьбе конструктора истребителя "Зеро" посвящен вышедший в 2013 году крайне популярный полнометражный анимационный фильм "Ветер крепчает" великого японского режиссера Хаяо Миядзаки.

Василий Головнин