Джордж Оруэлл, которого я немного недолюбливаю, как закоренелого троцкиста, в своём набившем оскомину романе "1984" (тем не менее) довольно точно описывает тип людей, которых можно отнести и к поклонникам карго-культа, и к потребителям "приходской" политической культуры.

"Они рождаются, растут в грязи, в двенадцать лет начинают работать, переживают короткий период физического расцвета и сексуальности, в двадцать лет женятся, в тридцать уже немолоды, к шестидесяти обычно умирают. Тяжелый физический труд, заботы о доме и детях, мелкие свары с соседями, кино, футбол, пиво и, главное, азартные игры — вот и все, что вмещается в их кругозор. Управлять ими несложно.

Считается нежелательным, чтобы пролы испытывали большой интерес к политике. От них требуется лишь примитивный патриотизм — чтобы взывать к нему, когда идет речь об удлинении рабочего дня или о сокращении пайков. А если и овладевает ими недовольство — такое тоже бывало, — это недовольство ни к чему не ведет, ибо из-за отсутствия общих идей обращено оно только против мелких конкретных неприятностей".

О приходском типе писали Алмонд и Верба. В такой культуре население не обладает необходимым набором знаний о политической системе своего общества, не разбирается в политике, не интересуется ею и не связывает перемены в своей жизни с политической системой.

Интересно, что они увязывали эту политическую апатию с низким развитием культуры вообще и называли её характерным для простейших сообществ, типа малоразвитых стран Африки. Оруэлл же говорил примерно о том же самом, но связывал политическую апатию с мощной машиной государственной пропаганды.

Если мы возьмем существующую ситуацию в стране, то увидим, что того же самого эффекта политической апатии можно добиться еще одним путем: тотальной дезинформацией. Когда ни один источник информации не вызывает доверия, а содержание любого информационного сообщения не вызывает ничего, кроме сомнений.