" Я сегодня поймал чифириста,
запишите меня в СДП... "

Это я про русофоба Звягинцева. Чего все так ощетинились? " Он замахнулся на самое святое, что у нас есть. На Конституцию",- говорит герой Миронова в "Берегись автомобиля". Чем вас так потряс Левиафан, что ни жить, ни быть?  Вы других российских чернушных фильмов не видели? Что нового показал Звягинцев, чтобы прийти в такое умоисступление?

На снимке: Духовные скрепы и Покровский храм села Кикино.

"- Он - русофоб. Он продал Россию за Золотой глобус. Он снял фильм на НАШИ деньги, монетизировал НАШИ страдания. А вся слава, все деньги ему одному.
- Он дважды предатель. Он предал нас, выдумав страдания, которых нет. А живем мы замечательно. Он отдал нас на растерзание Западу. И он предал Запад, обманув его своей лживой картиной о России. Обманом получив деньги и награды. А они так ему верили."

В самой глупой рецензии, которую мне довелось прочитать, автор прямо говорит: Звягинцев развязал руки империалистам. Он объяснил европейскому и американскому обывателю, что русские не люди, что их можно и нужно убивать.

Это, конечно крайний случай, но общий тон у всех похож: " Я был батальонный разведчик, а он писаришка штабной. Я был за Россию ответчик..." Будьте же благоразумны. Ни у нас, ни где либо еще, нет во власти людей, принимающих решения по итогам посещения кинотеатра. Западному обывателю нет никакого дела до России, Украины и Левиафана. Как вам нет дела до Пакистана или стран Африки. Вы не найдете в иностранной политкорректной прессе призывов к уничтожению ни русского, ни какого-либо еще народа. Сам фильм посмотрит максимум несколько тысяч человек. И это не будут ястребы из Пентагона, немецкие реваншисты или британские неоколониалисты. Никому не интересно, что у самого синего Русского моря, жил старик со своей старухой. Даже если указать, что на шельфе залегают запасы углеводородов.

Единственное в чем можно упрекнуть создателей, так это в том, что фильм откровенно скучен. Все теже детские прописи. Русскому зрителю все понятно сразу, и неинтересно. Западному зрителю тоже все понятно сразу, и также неинтересно. У них своего такого добра море. Еще на чужое смотреть.

Была такая музыкантская история, про заочников, когда сдавали они экзамен по марксистско-ленинской философии. И преподаватель спрашивает: "что-то я не пойму. Вы материалист или идеалист? - Я баянист. Можно мне троечку?" И Звягинцев - не русофоб, не патриот, не злодей. Он режиссер. Которому каким-то чудом удалось выбраться из безвестности. Выбраться на очень среднем кино. И он идет по краю, стараясь не ошибиться, чтобы не свалиться опять в пустоту и скрежет зубовный, откуда ему удалось спастись. В России никто бы и не знал, что есть такой человек, если бы не европейское признание. У нас все места заняты. Есть два-Михалковы-два; есть чьи-то дети; есть свои удачники. Новых не надо.

Идет он по жердочке, меж Россией и Западом, меж двух источников финансирования. Шаг влево - шаг вправо, и конец. Забудут, не дадут, не пригласят. Ласковое теля меж двух неласковых матерей. Приходится изображать небесного странника. Глаза горе', на лице отрешенная улыбка. Он такой нездешний. Никого не обидеть, всем подмигнуть. Это я, дескать, не про вас, это я в философском смысле. Отсюда какой-то Химайер, какой-то Гоббс и переписка Энгельса с Каутским. Отсюда же какой-то канальский Левиафан, до которого ему сто лет дела не было. А куда деваться. Жить как-то надо. Как говорила содержательница притона Верка-модистка, указывая Жеглову на детей:" А их кормить, ты горлопан, будешь? "

Повторюсь. Ни русофобии, ни русофилии, ни вообще ничего я в Левиафане не увидел. Единственный упрек - это скучно. Как и все остальные фильмы автора. Но это дело вкуса. Кому-то другому в самый раз.

У нас половина 19 века такой русофобии. Скучной, слезливой, морализирующей. Куда там Левиафану. А вы попробуйте-ка "Антона-горемыку" полу-француза Д. Григоровича прочесть. Или "Гуттаперчевого мальчика". Вот уж где русофобия. А тут дело к Крымской войне идет. Обстановка накалена. А он крестьянский быт изображает. Которого, кстати, не знал совершенно. Да уж так изображает, что любо дорого. Там несчастья, как из мешка сыпятся. И управляющий зверь и мельник скотина. И лошадь украли, кормилицу. А самого Антона, безвинно отправили на каторгу, за чужое преступление. А жена-то плачет убивается. Помирать ей теперь с дитем. А управляющий доволен. Только про церковь там не было. Это мы после 1917 года наверстали.

А графа Льва Толстого вспомните "Власть тьмы". С какими-то Акимычами и смертоубийствами. И ничего. Не русофобы. Ни Григорович, ни Некрасов, ни Толстой. Так что, традиция никак не меньше, чем за Шарли Эбдо. Не хуже Вольтера, если на наши деньги.

Бескорыстие и сердечная чистота кинопатриотов меня не успокаивают. Балда тоже был бессребреник. На свой лад. Чтобы человека до смерти защелкать, на любые жертвы был готов. Это необалдианство тревожит меня гораздо больше, чем все фильмы режиссера А. Звягинцева вместе взятые. -Ты, у нас, очкарик, наснимаешь. " Вырастили вас на свою голову! Облысели все! "

Источник - Григорий Веселовский