Относительно масштабного парада тщеславия «политтехнологов», с прошлой осени стремительно разворачивающегося в марше, я имею сказать кое-что наболевшее (а точнее — за*бавшее). Кто не понял, как говорится, тот поймёт.

Дорогие мои, профессия политтехнолога любит тишину. Это вовсе не значит, что мы обязаны закрываться от мира, избегать журналистов и калёным железом пресекать любое упоминание о себе в СМИ. Это означает всего две простые вещи. Мы ни при каких обстоятельствах: а) не наносим своими выступлениями вреда своему заказчику; б) не рассчитываем напрямую монетизировать своё присутствие в медиа. Тот, кто нарушает хотя бы один из двух пунктов, в моих глазах технологом автоматически быть перестаёт.

Если вы приехали на переговоры к заказчику, но не сошлись по деньгам — вы НИКОГДА не позволите себе, смакуя подробности, публично рассказывать о том, какой заказчик был мудак, что вас не нанял (а нанял каких-то других мудаков и всё про*бал). Даже не из соображений порядочности — просто на кой чёрт вы такой красивый потом заказчикам сдались? Чтобы вы за их счёт самоутверждались, а они после звонков «оттуда» замороженную валерьянку в вискарь вместо льда кидали?

Если вы светитесь в СМИ по любому поводу, комментируете всё что связано с выборами и работаете на собственный имидж — пожалуйста, имеете на то полное право. Это совершенно необязательно плохо, чаще даже хорошо. Но есть нюанс, если вы при этом искренне считаете, что такая активность в СМИ обеспечит вас заказом, это значит только одно: у вас напрочь утрачены хоть сколько-нибудь продуктивные коммуникации либо с клиентами и заказчиками, либо с основными центрами силы (а чаще — со всеми сразу).
Назревшая потребность в самоорганизации цеха и выводе политконсалтинга в публичное поле (при невозможности фактического обеления бюджета кампаний) сыграла со многими злую шутку.

Оформившиеся в последние несколько лет разнообразные межгалактические ассоциации политконсультантов закономерно вызвали на не привыкшем к такому подходу рынке нездоровый ажиотаж. Слабые специалисты увидели в этом возможность «подняться», администраторы и распорядители процессов — «прижать к ногтю» непослушную вольницу.

Но хуже всего то, что многие, в ущерб отношениям с заказчиками и коллегами, поддались искушению и реальной работе на выборах предпочли работу в жанре «селфи». Особенно хорошо это стало заметно в начале нынешнего федерального цикла: в предвкушении по-настоящему большого куша от лёгкого флёра сытой небрежности комментаторов не осталось и следа. «Селфи» стали пилиться с утроенной частотой и непременно с высунутым набок и подвёрнутым вверх язычком.

В общем, друзья, вы простите, конечно, но если вы всерьёз рассчитываете своё присутствие в СМИ монетизировать, будучи готовы ради этого подставить своими высказываниями заказчиков и коллег — вы для меня не технолог. Эти симптомы, будь вы хоть трижды заслуженный мэтр, означают только одно: вы выпали из реалий рынка и жизни. И стремительно превращаетесь в какое-то сраное шапито, глядя на которое большинство коллег, в лучшем случае, крутят пальцем у виска.

Дмитрий Сандер