(с)

Много лет назад, в прекрасном дворце небольшого княжества Капилавасту, царице Маха Майе приснилось, что в неё вошел белый слон с шестью бивнями. Через несколько часов она родила мальчика по имени Сиддхартха, которого в скором времени весь мир узнает, как Будду Шакьямуни. Один приглашенный святой отшельник, осмотрев младенца, сообщил родителям и гостям, прибывшим поздравить радостного отца, что будущий принц станет или великим воином, или великим святым. Младенец, как мы понимаем, принадлежал к касте кшатриев и с детских лет, не только рос в сытости и богатстве, а проводил все своё свободное время в упорных тренировках и изучении Вед.

По преданию, родители старались оградить сына от боли и скорби внешнего мира. Царь делал всё, чтобы Сиддхартха не покидал дворца и случайно не узнал, что такое бедность, болезни и смерть. Будда вырос могучим воином, не знавшего себе равных в силе и владении оружием. Как и все принцы он женился на прекрасной принцессе, которая родила ему сына. Ничто не предвещало беды. Но однажды, вместе со своим колесничим, он вышел из дома и по дороге ему встретились нищий, больной старик, похоронная процессия и отшельник. Это изменило его жизнь. В 29 лет он покинул дворец, бросив богатство, власть, жену и сына и отправился на поиски истины. Он горел желанием избавить человечество от страданий.

Надо сказать, что политическая, экономическая и религиозная ситуация в Индии с разницей в тысячу с лишним лет была совершенно разная. Будда пришел тогда, когда на большей части страны господствовал индуизм, который представлял из себя совокупность религиозных школ и философских традиций. Индия была раздроблена на множество княжеств, враждующих между собой. В каждой деревне могли отправляться свои ритуалы, посвященные тому или иному божеству. Объединяло их только то, что священными службами заведовали брамины, принадлежащие к высшей касте (если быть точным к варне)
Жрецы, воины, купцы и землевладельцы считались «дваждырождёнными» и имели особые привилегии. Вот, что было записано в законах Ману.

«А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бёдер и ступнёй брахмана, кшатрия, вайшью и шудру.
А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступнёй установил особые занятия.
Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов.
Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и не приверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.
Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшьи.
Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением».

Как видно, большей части населения – шудрам, отводилось довольно рабское существование, а если учесть существование огромной и презираемой даже шудрами, прослойки «неприкасаемых», то станет понятно, что довольных своей жизнью в те времена было гораздо меньше, чем сейчас. На момент того, как Будда повернул колесо Дхармы и принес миру Четыре благородных Истины, в Индии, начали происходить процессы централизации страны, вылившиеся в образование четырех крупных государств Ватса, Аванти, Кошала и Магадха. Через каких-то триста лет буддизм стал преобладающей религией в империи Мауриев простиравшуюся от Афганистана на севере до Майсура на юге.


(с)

Произошло это по нескольким причинам.

Первая из которых заключалась в том, что Будда, как Иисус после него, проповедовал идею о том, что все люди вне зависимости от принадлежности к варне были равны. Будда говорит, что из простого дерева рождается благодатное пламя, так и человек рожденный простыми людьми может стать мудрецом очистив себя от всего нечистого. Будда был, в каком-то смысле, первым на земле революционером с философской базой. Поэтому простой народ с воодушевлением воспринимал его идеи и ряды сторонников учения ширились не по дням, а по часам.

Вторым фактором являлись центростремительные тенденции, требующие объединения субконтинента в одно государство. Победить многочисленные индуистские культы и секты, и поставить религию на службу верховной власти было одной из первостепенной задачей царя Ашоки, наиболее славного правителя империи Мауриев. И здесь также можно заметить параллели с распространением христианства на земле.

И третьим моментом являлось то, что и терминология, и священные тексты, и язык, на котором учил Сиддхартха не вызывали отчуждения, потому что базировались на тех же источниках, что и индуизм.

Как христианство вылилось из иудаизма, так и буддизм вышел из индуизма. Будда открыл миру Четыре благородных Истины и указал путь избавления от страданий. Иисус возвестил миру благую весть и показал кратчайший путь к богу через любовь. Оба они были просто учителями и проповедовали то, чему следовали сами. Оба после смерти были обожествлены и превратились в идолов.


(с)

Оба обрели миллионы учеников, их учение превратилось в религию. Обе религии раскололись. Христианство разделилось на православие, католицизм и протестантство, не считая еще несколько десяток направлений и сект. Буддизм разделился на три колесницы Большую, Малую и Алмазную, а также еще на десятки школ и направлений, к самым известным из которых можно отнести тантрический буддизм и дзен-буддизм. Сборник бесед и поучений Будды (Сутта-Нипата) или Евангелие от Иоанна –это тоненькие книжки, которые читаются за пару часов. Но к ним есть десятки тысяч книг по схоластике, философии, толкованию и правилам их изучения.

Через тысячу лет после смерти Будды, Ади Шанкара самый знаменитый проповедник адвайты-веданты придаст индуизму новый импульс и буддизм практически исчезнет с лица Индии.

Через тысячу лет после распятия Христа, на территории ближнего Востока и северной Африки практически не останется христиан. Там будет господствовать самая молодая мировая религия –ислам, данная людям пророком Магометом.