В 22 часа 15 минут 20 августа 1968 года советские войска дислоцированные в странах Восточной Европы получили сигнал «Влтава-666», который ознаменовал собой начало военной кампании положившей конец "Пражской весне". Через сорок пять минут прозвучала боевая тревога, и началась операция "Дунай"о чьей роли историки разных стран до сей поры ломают копья.


на снимке: сумасшедший с кирпичем

Что же это было: вторжение оккупантов задушивших свободу Чехословакии или блистательный военный ход позволивший на 25 лет остановить наступательную доктрину НАТО?



Сейчас редко встретишь хорошую историческую публицистику на тему событий тех дней, а тем паче непредвзятый взгляд. Руководству России - это уже не нужно, авторы и издательства знают, что на этом больших денег не заработать. В книжном и газетном пространстве господствует мнение "свободной западной журналистики". Тем приятнее было прочитать книгу "Чехословакия-68. Взгляд советского офицера из прошлого в будущее" написанную историком, филологом, полковником Генерального штаба Российской армии Юрием Галушко - очевидцем и участником тех событий.



К примеру, мой отец, служивший в танковой дивизии в Дебрецене (Южная группа войск) сразу после венгерских беспорядков осенью 1956 года, рассказывал про чешские события много интересных вещей, которым я нахожу сейчас подтверждение в этой книге.

Во-первых, во все советские войска находившиеся в Европе шел очень серьезный качественный отбор личного состава. По тем временам, это обязательные десять классов, спортивные разряды, профессия, и положительная характеристика из органов партии или комсомола.

Во-вторых, все солдаты готовились не менее полугода в специальных учебных частях.

В-третьих, все военные прослушали обязательные лекции об ошибках наших войск в Венгрии.

Это я к тому, что никаких там перегибов или самодеятельности со стороны наших военных просто не могло быть.

Но вернемся к книге. Поскольку мне этот вопрос интересен, заказал я её в Лабиринте, и через неделю с небольшим,  благополучно получил.



Юрий Галушко, от страницы к странице, ведет свое повествования раскрывая секреты внутреннего устройства главной кузницы кадров советской и российской военной дипломатии и разведки, а также неизвестные ранее детали очень непростых военно-политических отношений того времени, проводя параллели с новейшей историей России.


на снимке: площадь Тахрир в Каире


Технологии государственных переворотов, которые мы с вами наблюдали совсем недавно в Египте, Тунисе, Йемене, Ливии, Украине и Сирии отрабатывались уже тогда.


на снимке: майдан в Киеве

В Чехословакии они были апробированы в полной мере: подкуп элит, мощная идеологическая пропаганда, жонглирование "общечеловеческими ценностями", создание локальных складов с боеприпасами и средствами связи, и многое другое.

Введение наших войск усилило конфронтацию. Руководство Чехословакии, несмотря на свои союзнические обязательства по Варшавскому Договору, готово было объявить о своей «независимости» и «самостоятельности» и при поддержке Запада по сути дела расчленить устоявшуюся на тот период структуру социалистического блока.

Уже к 8 часам 21 августа во всех областях страны начали работать подпольные радиостанции. Радио работало на «патриотические чувства»своих граждан. В эфире распространялись небылицы о том, что советские солдаты расстреливают женщин и детей, уничтожают дома. Наши военные представлялись примитивными, бескультурными людьми.

Говорилось о том, что советские солдаты — это роботы, а офицеры — душевно ограниченные тупицы и варвары. Распространялись идеи о том, что Советская Армия голодает, поэтому людям надо прятать собак и кошек. Молодёжь призывалась к вооружённому сопротивлению. Устраивались акции саботажа, диверсии и психологического давления на военных.



В книге "Чехословакия -68" с редкой наблюдательностью и юмором показываются национальные особенности чехов и словаков в разные периоды времени. Пожалуй, впервые так подробно излагаются с позиции сегодняшнего дня неприглядные картины «деятельности» чехословацкого корпуса в годы Гражданской войны. Ю.А.Галушко, как непосредственный участник событий ввода войск Варшавского Договора, документально фиксирует политическую и социальную обстановку Чехословакии того периода.

В книге много редких авторских фотографий и снимков хроники тех лет.

Книга (отзывы можно прочитать здесь) - автобиографический труд небольшого временного отрезка, но такого богатого на события, что некоторым может хватить на всю жизнь. Автор красочно описывает факты, которые раньше излагались в публицистической литературе лишь набором армейских донесений, решений и приказов.

Мне, как офицеру, остается только сожалеть, что политики тогда (как, впрочем, и в последующие события нашей истории) не использовали весь потенциал своей дипломатии и в очередной раз переложили тяжелый груз на плечи военных.

Юрий Галушко знаком читателям такими военно-историческими трудами, как: «О долге и чести воинской в российской армии», «Школа российского офицерства», «Казачьи войска России».